Фома Неверующий или призванные к счастью

19 октября Церковь празднует память святого апостола Фомы – одного из двенадцати ближайших учеников Спасителя. Родом он был из галилейского города Пансады и, как и другие апостолы, занимался ловлей рыбы. Именно за этим апостолом в истории закрепилось стойкое прозвище «неверующий».

Признаться, в детстве я искренне полагала, что выражение «Фома неверующий» придумал детский писатель Сергей Михалков. Помните? «В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый Фома. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему». Удивительно, что тогда, в советские годы безверья, образ неверующего упрямца вызывал у нас, атеистов, насмешку и подвергался острой критике. Еще бы! Ведь только глупец может отрицать очевидные вещи! «На улицах слякоть, и дождик, и град. «Наденьте калоши», – ему говорят. «Неправда, – не верит Фома, – это ложь…» И прямо по лужам идет без калош».
Однако, дело тут не только в отрицании очевидного. Оказывается, человек без веры не может! Вера – важнейшее качество человеческой природы; и все мы принимаем на веру очень многие вещи. Мы с вами никогда не были на Луне, однако, верим ученым, утверждающим, что на ней есть кратеры. Мы не открывали законов физики, но верим учителям и учебникам, рассказывающим нам о них. Доверие – необходимое условие ученичества, без него человечество никогда ничего не достигло бы.
Но истинная вера не может быть слепой. Мы верим лишь в то, что готово принять наше сердце, для чего готова раскрыться душа.
Святой апостол Фома не был неверующим. Услышав благовестие Иисуса Христа, он безоговорочно поверил Ему, оставил всё и последовал за Ним. А спустя несколько десятилетий после Воскресения Спасителя, Фома, проповедуя Христа в далекой Индии, мученически умрет за Него.
Тогда почему же называют его неверующим?
… Когда Христос после Своего Воскресенья явился апостолам, Фомы среди них не было. Когда же они рассказали ему об этом удивительном событии, Фома ответил, что поверит чуду, лишь если сам увидит распятого Иисуса – воскресшим: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей… не поверю» (Ин. 20: 25). Человек, который все время земного служения Спасителя находился рядом, видел Его чудеса, слышал от Него и о грядущем Чуде Воскресения, не поверил в него!
Но, может быть, это было не столько неверие, сколько дерзновенное желание увидеть живым своего Спасителя и прикоснуться к этому Чуду – Самому Воскресшему Богу?
И Господь выполнил дерзновенную просьбу Своего ученика. Через восемь дней Он вновь явился пред апостолами и сказал: «Мир вам!» «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». (Ин. 20: 26, 27).
И Фома – тот самый «неверующий» Фома! – проявил вдруг веру такой силы, какой не знали еще другие апостолы. Не посмев даже прикоснуться к ранам Воскресшего Христа, он лишь воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28).
Это было настоящее чудо веры, ведь до этой поры еще никто из апостолов не исповедовал Иисуса Богом. (Петр называл Его «Сыном Бога Живого», да и все ученики Христа знали, что перед ними обещанный пророками Спаситель. Но Богом не называл Его никто).
И Спаситель ответил Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Эти слова Спасителя, сказанные два тысячелетия назад, адресованы были не столько Фоме, сколько всем нам – не видевшим Его, но призванным к вере в Него, за которую Он обещал нам блаженство.
То, что мы привыкли называть счастьем.
Любовь Кантаржи

Ваш отзыв