ПОСТ и ПОСЛУШАНИЕ

Сегодня в Азбуке благочестия буква «П» и слова:
ПОСТ и ПОСЛУШАНИЕПОСТ
О посте, дорогие ребята, мы уже упоминали не раз.
Пост – это время усиленного обра­щения к Богу с покаянной молитвой, это время воздержания от развлече­ний, шумных игр, скоромной пищи.
Церковь установила однодневные и многодневные посты.
Однодневные – по средам и пят­ницам, в течение всего года (за исключением сплошных седмиц и Святок), в Крещенский сочельник – 18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и в день Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.
К числу многодневных постов от­носятся: Великий, Петров (их сроки зависят от дня празднования Пасхи), Успенский ( с 14 по 27 августа) и Ро­ждественский или Филипповский (с 28 ноября по 6 января).
Очень важное время для христиа­нина это время Великого поста.
В старину во время Великого поста закрывались театры, мясные лавки, везде царила особая тишина в разго­воре, в отношении друг к другу! Ведь приближалось самое великое собы­тие за всю историю человечества.
Пришло избавление от греха смерти, пришла Пасха! В переводе с древнееврейского Пасха и означает «избавление».
Христос, распятый и умерший на кресте, на третий день Воскрес! Он низвергнул смерть и утвердил Веч­ную жизнь. Вот центральное событие для каждого из нас! Вот во что мы веруем, на что надеемся.
Но перед Воскрешением Спаси­тель подвергся унижениям, истяза­ниям, крестным мучениям. Поэтому, сострадая Христу, церковь и уста­новила Великий пост перед Пасхой.
Само слово «пост» имеет значе­ние охраны. Например, охраняется какой-то военный объект, и стоит на посту солдат, который зорко следит, чтобы на территорию, вверенную ему, не проник враг. А наша охраня­емая территория это душа. Нельзя, чтобы в неё вторгались враги, то есть грехи. Мы стоим на посту и даем отпор всякой нечисти, в виде зависти, гнева, лени, гордыни.
Но причём здесь, – скажете вы, — воздержание от скоромной пищи? Разве есть колбасу это грех?
Во время поста ДА. Вся пища подразделяется на животную и ра­стительную. Животная пища по сути своего названия животного проис­хождения. Это мясо и всё, что из него произведено, яйца, молоко и все молочные продукты, а также рыба.
Растительная пища это то, что рас­тёт: овощи, фрукты, крупы, грибы, ягоды, зелень, орехи.
Растительная пища усваивается быстро, содержит много витаминов и после её принятия остается лёгкость в теле.
Животная пища (скоромная) тре­бует более длительного перевари­вания. Она, конечно, необходима организму, но лучше сделать перерыв в её употреблении, дать организму отдохнуть.
Давно замечено, что постная пища (растительная) благотворно действу­ет на здоровье. И глубоко заблужда­ются те, кто считает, что поститься вредно. На Руси постились все: и ста­рый, и малый. По уставу Церкви пост полагается с семилетнего возраста, то есть с отрочества. Конечно, бывают и послабления для детей, для больных и стареньких. Но это исключения.
«Кто не поститься, тот не христиа­нин», – говорят старцы. Душа и тело человека взаимосвязаны. То, что ис­пытывает плоть, отражается на душе. Например, человек разволновался, нервничает, дурные мысли не дают ему покоя. Он принимает лекарство и успокаивается его нервная система, в душе воцаряется мир. И наоборот, то, что испытывает душа, отражается на теле.
От переживаний появляются раз­личные болезни сердца, нервной системы, желудка и т.д.
Наша Церковь-мать никогда бы не предложила своим чадам то, что во вред душе и телу. И это только фи­зиологическая сторона поста. Самое же главное его духовный смысл. А духовный смысл поста – это испы­тание нашей любви к Богу, это наше мужание, укрепление воли, возра­стание нашего духа. Не плоть должна владеть нами, а дух господствовать над плотью.
Пост был установлен Богом еще в раю. Не послушались наши прароди­тели Бога и утеряли рай. Как хорошо поститься, дети! Как полезно испыты­вать себя, подражать подвижникам благочестия! Полюбите пост, и вам от­кроется истинная духовная радость.
Все наши святые были великими постниками. Из жизни святого пра­ведного Иоанна Кронштадтского известен такой случай. Однажды святой тяжело заболел. Болезнь не отступала, несмотря на усилия вра­чей. А было время Великого поста, который он строго соблюдал.
И вот лечащий доктор потребовал прекратить поститься, иначе болезнь может привести к смерти. «Хорошо, – сказал св. Иоанн, – но сначала я возьму благословение своей матуш­ки». Матери Иоанна была отправлена срочная телеграмма, на которую был получен ответ, в котором говорилось, что лечиться – лечись, но поста не нарушай.
Святой Иоанн радостно сказал, что он никак не может ослушаться своей матери и вскоре поправился.
Как солдатик на посту
Приготовься к битве,
Позабудь про колбасу,
Думай о молитве.
Будет бабушкин кулич
И яиц покраска.
Ждет нас радость впереди,
Ждет Христова Пасха!
ПОСТ и ПОСЛУШАНИЕ.ПОСЛУШАНИЕ
«Послушание – царица доброде­телей» – гласит духовная мудрость.
Будет послушание – будет и бла­гочестие. Ведь послушны мы не кому-то, а Матери Церкви, и значит, Самому Богу.
«Послушание» от слова «слушать». В Евангелии мы часто встречаемся со словами Спасителя: «Имеющий уши да слышит». Здесь Господь обращает наше внимание на душевную способ­ность понимать сказанное и руковод­ствоваться им в жизни, т.е. не просто слушать, а услышать и послушаться.
А часто ли вы, ребята, слыша ука­зания родителей, учителей, слуша­етесь? Не ошибусь, если скажу, что это не так.
А ведь без послушания невоз­можно ничего в этой жизни. Пред­положим, вы купили новую технику, например, компьютер. Перед его запуском вы внимательно изучите инструкцию и, следуя ей, будете пользоваться этой вещью. А если не послушаетесь, сделаете по-своему, загубите дорогое приобретение.
Так, во всех обыденных делах мы ведем себя, подчиняясь необходи­мым требованиям, т.е. разумно. Но почему-то, когда что-то касается по­ведения, отношений, образа жизни и т.д., мы позволяем себе не слушаться, противоречить, отлынивать, грубить.
«Не хочу, не буду» – заветные слова непослушных детей. И к чему приведут они? Да, ясно, что ни к чему хорошему. Про непослушное дитя бабушки говорят: «какой н?слух!». Он всем доставляет огорчение, досаду. А послушный ребенок умиляет сердце, к нему всегда доброе расположение.
Люди всегда примечают и оценивают по достоинству такое качество, как по­слушание. И даже если кто-то недобрый воспользуется этим в своих целях, Бог не забудет Свое примерное дитя.
Вспомните еще одну сказку «Зо­лушка». Там злая мачеха заставляла падчерицу делать то непосильную, то просто ненужную работу. Но трудолю­бие и послушание бедной сироты были вознаграждены, ведь в конечном итоге она стала невестой самого принца их королевства.
Помните, дети, что первый грех, совершенный на земле нашими пра­родителями еще в раю, был грех непо­слушания. Господь сказал, чтобы они скушали плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла.
Но не послушались Бога Ева и Адам, съели запретный плод, и в жизни людей, созданных для вечности, вошла смерть. После такого не осмелишься сказать: «Подумаешь! Не послушались!».
А теперь ответьте на вопрос: как вы считаете, какое главное качество дол­жен развивать человек, стремящейся к монашеской жизни? Богословские знания? Творческие способности? Фи­зическую силу?
Это все само по себе неплохо, но все же главным и наиважнейшим качеством является послушание. Не зря вновь при­нятого в монастырь христианина там и называют послушник. И долго-долго, порой несколько лет испытывают его до того, как постричь в монахи.
Послушник в монастыре выпол­няет любую рабо­ту, которую ему поручит игумен, вне зависимости от того, нравится она ему или нет. Это как в армии: по­ручили – выполняй. Ведь в армии без дисциплины никак нельзя. Недаром су­ществует армейская поговорка: «Прика­зы не обсуждают, их выполняют!».
Также и в монастыре.
Все наши святые обладали доброде­телью смирения и послушания.
Из жития святого Иоанна Дамаски­на известно, что он выполнял самую «черную» работу, которую ему поручал его наставник, хотя до этого Иоанн был правителем целого города, сейчас бы мы его назвали мэром.
Однажды старец-наставник отправил его в родной Дамаск продать корзины и назначил за них очень высокую цену. Святой Иоанн стал на рыночной площа­ди с товаром, который никто не хотел покупать по такой немыслимо высокой цене. Но ради послушания святой не мог сбавить цену и за это выслушивал упреки, насмешки и даже оскорбления. Но вот один покупатель сжалился над ним и купил все корзины сразу. Это был ни кто иной, как его бывший слуга, узнавший своего хозяина. Святой Ио­анн вернулся в монастырь с выполненным поручением. Как вы думаете, дети, старцу-ду­ховнику свято­го очень нужны были эти деньги? Нет, конечно. Это было духовным упражнением для «новобранца».
Нам с вами та­ких поручений никто не дает, а все требования со стороны старших продиктованы не их прихотью, а самой жизнью. Ведь разве не должны вы старательно учить­ся, выполнять различную работу по дому, помогать бабушкам? Надо всегда слушаться родителей, если они что-то попросят сделать или запретят куда-то идти, даже с кем-то дружить. Почитание родителей – наш святой долг. После Бога нет у нас больших благодетелей, чем они. Еще надо помнить, что слу­шаться надо быстро. А то бывает, мама скажет: «Сбегай за хлебом!», а сын или дочка в ответ нехотя: «Щас…», и длится это целый час. Мама начинает два и три раза напоминать, потом сердится. Зачем до этого доводить? Помните: «До­брое дитя повинуется быстро».
«Значит, – скажете вы, – слушаться надо всегда и всех? А есть что-то, чему нельзя быть послушным?»
Хороший вопрос. Ответ на него прост: «Нельзя быть послушным на злое дело». Большое влияние на взрослеющего человека оказывает окружение свер­стников, ребят постарше. Так иногда добрые дети по­падают в дурную компанию, где начинают курить, пить пиво, заражаются бранны­ми словами. Вот на это быть послушным никак нельзя.
Помните об опасности повиноваться мнимым ав­торитетам. Для христиани­на главный авторитет это Христос. Если не знаете, как поступить, ищите сове­та у добрых наставников, у священника в церкви. Он обязательно даст правиль­ный совет.
В заключение хочу рассказать ко­роткую историю-притчу из «Отечника» Игнатия Брянчанинова «Вкусите от плода послушания»:Софья НИКУЛИНА
Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его на горе и приказал ученику ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды до того времени, как де­рево принесет плод. Вода была далеко от них. Утром надо было идти за нею, чтоб принести к вечеру. По истечении третьего года дерево прозябло и при­несло плод. Старец взял плод, принес в церковь к братии и сказал им: «При­ступите, вкусите от плода послушания».
Всегда добру послушным будь –
И золотая добродетель
Тебе откроет в небо путь,
И на земле тебя приметят.

Софья НИКУЛИНА  

Ваш отзыв