ЦЕЛОМУДРИЕ

ЦеломудренныйДорогие ребята! В «Азбуке благочестия» – буква «ц» и слово целомудрие.
Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия.

Свт. Иоанн Златоуст

Как прекрасна эта добродетель! Хранящий свое целомудрие подобен ангелу. Он чист, как роса, невинен, как младенец, и светел, как утренняя заря. Но часто ли мы слышим об этом в жизни или с экрана телевизора? А ведь в широком смысле этого слова «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» (свт. Феофан Затворник Вышенский), и есть не что иное, как
НЕПОРОЧНОСТЬ.
Обратимся к смыслу, заложенному в двух корнях этого сложного слова: -цел- и -мудр-. Так и напрашивается следующее умозаключение: Будешь цел (уцелеешь), если будешь мудр. И, наоборот: ты мудр, если сохраняешь свою целостность и верен цели. А цель христианина – спасение души. Первоначально значение этого слова на греческом языке было: благоразумие, здравомыслие, премудрость. Целомудрие, рассматриваемое в узком смысле слова как добродетель, противоположная разврату и бесстыдству, называется чистотою. (Вспомните главу «Добродетели», третья из них – чистота, что к Богу присоединяет). Итак, целомудрие
– это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата. Синонимами целомудрия являются: «неиспорченность», «девственность», «безгрешность». О хранении этой добродетели сложено немало поговорок и пословиц:

* Не трись возле сажи,
сам замараешься.
* Береги платье снову,
а честь смолоду.
* Пить да гулять – добра
не видать.
*Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Святые говорят, что, когда, человек вступает в пору юношества, за ним пристально следят и ад, и Небо. И это понятно, ведь юный возраст
– ответственнейшая пора становления, обретения дальнейшего жизненного пути. Как хочется Небу, чтобы молодые хранили себя от пороков и грязи мира, а темным силам, наоборот, хочется сбить с толку подростков, вот и идет борьба за неокрепшие души. Что мы часто видим в жизни? Порой кажется, что мир сошел с ума! Куда ни посмотри: курение, пиво, рок-музыка, бесстыдная мода, разного вида шоу, наркотики, пропаганда культа тела, – все погибельно. «Не участвуйте в делах тьмы», – предупреждает апостол Павел. И душа, и тело даны человеку от Бога, поэтому по смерти будем отвечать перед Творцом и за грехи нехранения своего тела в чистоте. Аж на трех мытарствах испытывается душа за грехи блуда! Это очень серьезно. Конечно, вы, ребята, читающие эти строки, люди благоразумные, но иногда по младости лет и неимению опыта, а порой по ложному пониманию свободы личности, тоже можете попасть в сети лукавого и даже принять порок за норму, поэтому разговор о чистоте нравов – один из главных. В христианине все должно быть целомудренно: внешность, одежда, походка, поведение, речь. Как мальчику, так и девочке необходимо ограждать себя от дурных сообществ, быть осторожными с незнакомыми, избирательными в дружбе. К внешним признакам целомудрия относятся скромность и стыдливость. Дерзость в обращении и развязность в манерах несовместимы со званием христианина. По учению отцов Церкви, всякое грубое или фамильярное прикосновение к другому человеку является дерзостью. Всем девочкам надо помнить, что они цветочки благоуханные, если хранят себя в чистоте. Грубость, крикливость, хохот, визг, кокетство не к лицу девочке-христианке. Каждой девочке хочется быть красивой. Кто же против? Мама? Бабушка? Вовсе нет. Просто надо знать, что главное в красоте внешней – это опрятность, аккуратность. Красиво, если на умной головке прическа, а не растрепка. Красиво, если на умелых ручках – обработанные ноготки, а не раскрашенные коготки. Платье принцессы всегда красивее смотрится, чем спущенные потертые джинсы и майка-коротышка. «Боевой раскрас» делает нежное личико либо карикатурным, либо вызывающе агрессивным. Какая же в этом красота? А ведь девочки – будущие невесты. Само слово невеста содержит в себе тайну. Невеста – это та, которая еще не ведает (корень -вест- и приставка не-), т.е., не знает супружеской жизни. Она только готовится вступить в брак. Ее целомудрие внешне подчеркивает белоснежное платье и фата. Мальчиков зачастую привлекают девочки доступные и развязные. Но сколько бы раз я ни задавала им вопрос: «Хотели бы вы видеть свою невесту с сигаретой в зубах и синяком под глазом?» Все они смеялись и говорили: «Нет!» Но ведь и хорошая девочка не потерпит рядом с собой выпивоху, разгильдяя и сквернослова. Иногда в мальчишеских компаниях, из желания юных выглядеть «взрослыми», подвергается осмеянию и опошлению самое возвышенное и святое чувство – любовь. Грязные анекдоты, двусмысленные шуточки оскорбительны, а матерная брань несет хулу на самое святое, что есть у православных людей
– Пресвятую Богородицу, Которая есть Пречистая Дева! За эту чистоту Бог поставил Ее выше всех ангелов. Нет, конечно, такое поведение без-образ-но, т.е. без образа Божьего. Разве допустимо это для православного христианина, будущего воина и главы семьи? Настоящая любовь делает человека готовым принести любую жертву ради спасения любимого, а еще – добрее, великодушнее, отзывчивее. У монаха Варнавы (Санина) есть притча, которая так и называется.

Настоящая любовь

Увидел омут на берегу прекрасную лилию. И решил во что бы то ни стало завладеть ею. Чего он только не предлагал красавице: катание на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий. Заколебалась красавица. Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать:
– Погубит он тебя! Пропадешь! Только куда там!
– Он такой сильный, красивый и весь такой таинственный… – возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение!
– Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это! И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

В добрых русских сказках говорится, какие подвиги совершали юноши ради любимых, как они боролись за свою любовь; как верны были своим женихам юные девы, как берегли они свою невинность для суженых. Верность, чистота, жертвенность, взаимное уважение и доверие, согласие и терпение – вот верные признаки настоящей любви. Не думайте, что такая любовь бывает только в сказках. В жизни немало примеров возвышенной, спасительной, благородной любви не для (удовлетворения своих желаний), а ради своей второй половины. Не ради игры слов называют одного из супругов «половиной». Ведь, соединяясь в браке, муж и жена становятся одним целым. В Таинстве венчания происходит это чудо соединения, когда двое становятся одной душой и одним телом! Недаром в народе говорят: «Муж и жена – одна душа», или «Живут они душа в душу». Само слово пол, встречающееся нам в анкетах, когда мы называем его либо мужским, либо женским, также напоминает об этом единстве, этой целостности. Ведь из Библии мы знаем, что Господь сотворил женщину из ребра Адама. Поэтому обязанность мужа – любить и защищать свою жену, а обязанность жены – повиноваться мужу во взаимной любви. Ярким примером истинного благочестия и целомудрия является для нас святая семья последнего русского царя, Николая II. Царь и царица Александра сохранили свой брак в полной непорочности и святости отношений. Детей они воспитали ангелоподобными. Четыре великие княжны: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, разные по характеру, темпераменту, наклонностям, все одинаково были чисты без изъяна. Цесаревич Алексей, этот земной ангел, – весь сияние младенческой невинности! Вот с кого стоит брать пример для подражания. Святые родители знали – чтобы воспитать детей чистыми, непорочными, надо:

– воспитывать их в любви к Богу, к Церкви;
– приучать к труду и дисциплине;
– не нежить, не баловать;
– кормить простой пищей, не пресыщать;
– следить за их развитием, наклонностями;
– удалять от пустых развлечений, роскоши;
– сочетать любовь со строгостью.

Родители всех известных Церкви святых придерживались именно таких правил. Так воспитывала, например, св.Григория Богослова его мать Нонна. Будучи отроком, увидел он чудесный сон. Ему явились две прекраснейшие девы в длинных белых одеждах. На его вопрос: «Как их зовут?» – они сказали ему, что их имена Чистота и Целомудрие и что они спутницы Иисуса Христа и подруги тех, кто хочет всецело посвятить себя благочестивой жизни. Сон произвел на отрока такое впечатление, что он решил посвятить себя безбрачной жизни. Конечно, дети, путь монашества – это особый путь по указанию и промыслу Божьему, это путь для избранных. Среди моих учеников сегодня есть и священники, имеющие семью, а есть и монашествующие, но всем им с самого детства было присуще это качество, эта драгоценная добродетель – целомудрие. «У окна». Александра Агеева, 14 лет, г. РязаньПозволю себе, не называя имен, рассказать о чудесном явлении двум маленьким девочкам во время пребывания их в летнем лагере православной смены. Как-то они, две тезки, во время тихого часа вели благочестивую беседу о Боге, о святых и выразили детское желание познакомиться с кем-нибудь из них. И тут их взгляды, устремленные на небо, видимое из окна, привлекло облачко. И что вы думаете?! Все четче из этого облачка им стал являться образ старца, в котором они узнали батюшку Серафима Саровского. Девочки очень обрадовались и особенно не удивились, так как по своей наивности и чистоте думали, что ко всем детям приходят в гости святые. По прошествии многих лет одна из них стала многодетной мамой, выйдя замуж за чтеца и звонаря одного из храмов, а другая – монахиней Дивеевского монастыря. На их примере подтверждается высказывание святого Филарета (Дроздова): «Девство и брак – не для всех, а целомудрие – для всех».

Ценна
Единственная
Любовь,
Одухотворенная
Мудростью
Упования,
Дарящая
Радость
Истинного
Единения.

Не на все вопросы, касающиеся целомудрия, можно ответить в этой статье. Есть довольно деликатные темы, и они обсуждаются с мамами, папами, другими взрослыми в доверительной беседе. В православной литературе есть хорошие книги о целомудрии, например: «Советы девушке-христианке» священника Алексея Мечева; «Христианская добродетель целомудрия и чистоты» Г.И. Шиманского; «Задолго до свадьбы» священника Сергия Николаева; «Что необходимо знать каждой девочке» и «Что необходимо знать каждому мальчику» – сборники, под редакцией священника Алексия Грачева.
Софья НИКУЛИНА

Ваш отзыв