Главное в жизни Или Почему человек не может обходиться без любви

Ким-АнастасияМне шестнадцать. Вокруг меня – огромный и сложный мир, в котором так легко потеряться, не суметь найти себя. Шестнадцать лет – это время, когда перед человеком впервые со всей серьёзностью встает вопрос: «А что в моей жизни – главное?» Шестнадцать лет – это время, когда ответить на него – и трудно, и страшно, ведь ошибка может иметь слишком высокую цену. И ты начинаешь искать советчиков, чей авторитет для тебя окажется непререкаемым. Но и их подсказки ничего не проясняют, ведь они так противоречивы: «Нет ничего важнее самореализации, творчества», – говорит один. «На первом месте должны быть карьера и успех», – вещает другой. «Достаток, материальное благополучие – вот что главное», – твердит третий… А где-то в глубине юного сердца робко звучит голос собственной души: «Смысл жизни в ЛЮБВИ…» «Это несерьёзно!» – в один голос заявляют советчики!
Каково же было мое удивление, когда я вдруг обнаружила, что именно любовь стала одним из предметов философских исканий Ивана Александровича Ильина, русского философа, писателя, публициста, человека, которого трудно заподозрить в легкомыслии.
Признаюсь, само слово «философия» вызвало у меня некий трепет, когда я решила познакомиться с наследием Ивана Александровича Ильина. Оно, это слово, такое серьезное и, казалось бы, такое далекое от обычной жизни… Но, начав искать в Интернете труды философа, я увидела название, поразившее меня своей камерностью, похожее на чуть слышный вздох самой души: «Поющее сердце», и дальше – «Книга тихих созерцаний».
И уже после предисловия идет глава, названная «Без любви». Она обращена философом к сыну. В ней Ильин говорит о том, почему человек не может прожить без любви. И первой причиной он называет то, что любовь сама овладевает нами.

«…Это дается нам от Бога и от природы».

С самого начала жизни в сердце человека рождается привязанность к матери, и Ильин утверждает, что этим определяется его личная судьба. Дальше любовь к отцу формирует чувство кровного родства, которое обусловит дальнейшие отношения с родом.
Глубоко и тонко говорит Иван Александрович о любви между мужчиной и женщиной, о том, что необходимо превратить это «пробуждение природы» в «посещение Божие» и «принять как свою судьбу». Всего несколько фраз – и такая Вселенная смысла! Ведь действительно эта любовь зарождается как влечение, вырастает в душевную привязанность, но только воспринятая как дар Божий освящает и освещает жизнь.
И уж совсем естественной для человека Ильин считает родительскую любовь. В ней, по его мнению, воплощаются его детские ожидания любви от его родителей. Так как бы замыкается круговорот любви в человеческой жизни. И если вырвать из жизни любовь, то в ней образуется невосполнимая пустота.
Второй причиной невозможности жизни без любви философ называет её «выбирающую силу», помогающую человеку увидеть и принять в круговороте жизни светлое и доброе и отмести ненужное, наносное, а порой и порочное. «Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им. Это есть необходимая и драгоценная способность сказать «да», принять и начать самоотверженное служение. Как страшна жизнь человека без этого дара! В какую пустыню, в какую пошлость превращается его жизнь!»
Третья причина, по которой жизнь без любви невозможна, в том, что она есть главная творческая сила человека.

«Ведь человеческое творчество возникает не в пустоте и протекает не в произвольном комбинировании элементов, как думают теперь многие верхогляды. Нет, творить можно, только приняв богозданный мир, войдя в него, вросши в его чудесный строй и слившись с его таинственными путями и закономерностями. А для этого нужна вся сила любви, весь дар художественного перевоплощения, отпущенный человеку».

Наконец, нельзя прожить без любви, потому что именно любящему сердцу открываются все самые прекрасные стороны нашей жизни: понимание другого человека, необходимое для дружбы, брака, воспитания детей; осознание себя частью своей родины; соединение с Богом.
Так что же такое любовь в понимании И.А. Ильина? Обратимся к его работе «Путь духовного обновления», вторая глава которой так и называется: «О любви».
Любовь, утверждает философ, есть радость и доброта, поскольку любящая

«душа заливается глубокой и тайной радостью, как бы неким блаженным светом. Оказывается, что любовь, сама по себе, даже в отрыве от любимого предмета, есть уже счастье, в котором душа перестает каменеть, размягчается, становится как бы подвижной и легкой, гибкой и текучей; она нежно чувствует, поет и обращается ко всему миру с сочувствием и добротой».
Любовь повышает способность человека к восприятию. Она делает ярче краски и мелодичнее звуки, наделяет человека проницательностью, доходящей до «настоящего интуитивного ясновидения».

По-настоящему любящий человек способен на самоотречение, так как предмет его любви для него важнее его самого.
Ильин выделяет две стороны любви: любовь инстинкта и любовь духа. Нельзя сказать, что философ их противопоставляет, но подчеркивает, что их сочетание является редким явлением. Однако слияние этих двух потоков дает человеку истинное счастье. В чем же различие этих двух форм любви? Первая – субъективна, она заставляет видеть в предмете любви те качества, которые мы хотим в нем видеть. А потому она ведет к самообману и, в конечном счете, к разочарованию и страданию. Вторая же проистекает из стремления души к подлинному совершенству. Сердце ищет этого совершенства и, найдя его в ком-то, привязывается к его носителю, прирастает к нему. Такая любовь не бывает слепа, а потому и не обманывается.
Духовная любовь есть дар Божий. Во-первых, потому, что источником истинной добродетели является сам Господь. Во-вторых, и тяга к этой добродетели дается нам благодатью Божией. Поэтому духовная любовь неотъемлема от веры и, одновременно, являет собою путь к Богу.

«Духовная любовь есть как бы некий голод души по Божественному, в каком бы обличии это Божественное ни появилось».

Счастливое сочетание любви духовной и любви инстинктивной создает в отношениях двух людей чувство «взаимной духовной сопринадлежности». Только при этом условии семья становится именно духовным очагом, способным дать истинное счастье тем, кого она объединяет.
Залогом духовного здоровья семьи и является, по слову И.А. Ильина, любовь духа, когда двое ищут друг в друге не смертного, сиюминутного, но желают нести свою любовь через вечность, возможную лишь с Богом и в Боге. Именно такая любовь дает возможность супругам верно воспринимать, понимать и взаимно уважать друг друга, обрести духовное родство и «стать живым единством и соблюсти это единство во что бы то ни стало».
Часто можно услышать, что современный мир будто сошел с ума. Извращается всё доброе, разрушается всё цельное, всё чистое и высокое подвергается насмешке и уничижается. Мир катится в пропасть погибели. И как же актуально звучат ныне слова великого русского философа Ивана Ильина:

«…в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь – поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямою проповедью ненависти у других. Черствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною. А это означает, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту».

Анастасия КИМ,
автор доклада-победителя в рамках Ильинских образовательных чтений

Ваш отзыв