От Пры до Грековой щели

ot_pryМеня можно назвать походницей с самого рождения. Родилась я в мордовских лесах, в поселке Явас. Папа с мамой с самых первых месяцев возили меня в коляске по всем окрестным интересным местам. Мама даже кормила меня в палатке, которую для этого ставил папа. Так что можно сказать, что я с молоком мамы впитала любовь к чистому лесному воздуху. И первые ягоды тоже были лесные – земляника.
Я много где уже была – Кавказ, Крым, Мордовия, Белоруссия, наши русские Север и Юг, средняя полоса России. И везде свои яркие точки-воспоминания.
Кавказ – купание в ледяном водопаде, Крым – Аю-Даг ранним туманным утром, Белоруссия – заповедное Полесье, Мордовия – родной поселок Явас с разнообразием лесов, чистая-чистая речка Вад и широкая Мокша, Север – незамерзающая река Нива, огромная гладь озера Имандра, бесконечные горы Хибины, уходящие в небо, полярная ночь, когда все время хочется спать, а Юг – загадочная «Пещера ведьм» без ведьм под Сочи и крабовое ущелье без крабов в Лазаревском.ot_pry1
Первой моей походной рекой была Пра. Туда я попала в 2,5 года. А потом мы ходили по «реке Паустовского» каждый год. Обязательно на майские праздники – открыть сезон, а потом в июле – на мой день рождения. Кроме Пры я пока была еще на Гусе, Ваде с Мокшей и Хопре.
Походы, походики, вылазки на выходные…
Однажды (я ходила тогда в детский сад) мы с папой отправились в наши рязанские леса, на Ласковское озеро. Начали путь в Солотче, шли через Полково, ночевали на Ларином пруду. А воды в нем не было, только тина и ряска. И именно тогда я узнала, как добывать питьевую воду, если поблизости нет проточной воды. Потом мы дошли до озера Черненького, которое находится возле озера Сегденского, и заночевали там. А потом выходили лесными дорогами в Заборье. Хороший получился походик! Кроме пройденных километров и впечатлений у меня были и настоящие походные трофеи – колышки для оттяжек палатки от забывчивых туристов и разные красивые камешки, ракушки, образцы листьев, трав и цветов.
В походах постоянно приходилось защищать свою провизию от наглых мышей, шуршащих пакетами с едой, и защищаться самим от вездесущих вампиров – клещей и комаров.
А однажды мы оборонялись от енотов, которые ночью воровали еду прямо из миски нашей собаки Рона. Это произошло на Кавказе, куда я пошла вместе с папой в составе большой группы туристов из турклуба «Альтаир». Нас было 18 человек, и мы 7 дней шли по горам Западного Кавказа к Черному морю. На 8-й день мы пришли на берег и остановились в лесу в местечке под названием Грекова щель. ot_pry2Неподалеку располагалась турбаза. Кухня на базе была дровяная, поэтому поленница дров из морского плавника в сарае рядом с кухней была огромная. В ней-то и жили еноты. Днем, как и положено, спали, а вечером выходили за добычей. Но какая добыча на пустой турбазе? А тут рядом мы. И они виртуозно подбирались к нашему лагерю, не боясь ни костра, ни поющих людей, и затаивались на ветвях деревьев. Рон, конечно, чуял их и пытался испугать лаем. Но они, хитрющие создания, обманывали его запросто. Один активно отвлекал, а второй бесшумно спрыгивал и воровал еду прямо из походной миски Рона. Потом они менялись ролями и таким же приемом ужинал второй. В общем, вечерами, да и ночью тоже, Рону скучать не приходилось. Впрочем, как и нам. Мы ничего не могли сделать. Они нас совершенно не боялись! И так продолжалось все время, пока мы стояли на море. И тогда я поняла, что от енота можно только откупиться.
Вот так и приходит походный опыт. Постепенно я научилась, как правильно вести себя в походе.
Виталия ПЕТРОЧЕНКО, 13 лет, г. Рязань

P.S. Советы Виталии Петроченко, как правильно вести себя в походе, читайте в группе «ВКонтакте» «Журнал Ступени – online».