Минорное настроение, или

Когда уплывает снег

День не заладился с самого утра. Ещё с вечера Крылатик и Крапинка собирались лепить снежную бабу. Одну они уже слепили накануне, на голову ей надели синее пластмассовое ведёрко, из угольков сделали глазки, а из морковки нос. Потом раскрасили бабу гуашью: нарисовали рот, брови и даже узор на шубке – получилось красиво да ладно, настоящая снегурочка!

Сегодня малыши хотели слепить для неё подружку, да только в ночь случилась оттепель, и когда утром они выглянули во двор, поняли, что ничего не получится. В окошко лепил крупный мокрый снег, солнышко не показывалось, словно его вовсе и не было, а их снежная баба имела довольно-таки жалкий вид. Ведёрко съехало на бок, гуашь расплывалась по снежной шубке грязными потёками, да и сама баба как-то съёжилась, словно заболела.

Вот тебе и слепили подружку! – сказал Крылатик. – Ну, ничего, посидим сегодня дома. Можно порисовать! Или в прятки?

Он вопросительно взглянул на сестрёнку. Но она не ответила ему. Неопределённо пожав плечами, малышка забилась в угол дивана, поджала под себя ноги и, обхватив коленки руками, не мигая, молча глядела прямо перед собой.

Крылатик растерялся. Он, как мог, попытался успокоить сестричку – мол, подумаешь, погода, сегодня тучи, завтра солнышко, ещё не одну бабу с тобой слепим, –  и даже спел ей – и про «пусть бегут неуклюже», и про «вместе весело шагать». Но Крапинка продолжала сидеть с несчастным видом, молча глотая слёзы.

Так что, когда в дом вошла тётя Люба, она поняла, что подоспела как раз вовремя. Ещё немного – Крапинка разразилась бы целым потоком слёз и стала бы похожа на подтаявшую бабу за окном.

Здравствуйте, мои дорогие! – сказала тётя Люба. – Что-то я не наблюдаю у вас бодрости сегодня.

Крапинка из-за погоды расстроилась, – сказал Крылатик. – Снежная баба наша потекла.

И это всё? – удивилась тётя Люба. Ей всё это показалось сущим пустяком.

Я хотел её развеселить, даже песни пел, а она – не веселится.

Ясно, ясно, – понимающе кивнула головой тётя Люба. –  Наша Крапинка захандрила. У неё минорное настроение. Требуется превратить минор в мажор.

Что превратить?

В кого превратить?

Ой, не надо меня превращать! Я больше не буду! – запищала Крапинка, резво соскочила с дивана и спряталась за спинку стула.

Да не пугайся, трусиха, никто тебя ни во что превращать не собирается! Ты, кстати, Крылатик, какие песенки ей пел?

Весёлые, конечно, – сказал Крылатик. – «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам, и, конечно, припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором», – пропел он. – И вот эту ещё: «И неясно прохожим в этот день непогожий, почему я весёлый такой».

Никакие они не весёлые, твои песенки, – сердито пропищала Крапинка, вылезая из-под стула.

Разве? – голос Крылатика звучал уже не слишком уверенно.

Слова-то весёлые, а звучат грустно, потому что написаны эти песенки в миноре, – пояснила тётя Люба.

В чём, в чём?

В миноре, то есть в минорном ладу. Ах да, вы же не знакомы с этими музыкальными терминами, – вспомнила тётя Люба. – Постараюсь объяснить вам. В переводе со славянского слово «лад» означает согласие, мир и порядок. Недаром в старину говорили «Сядь рядком, поговорим ладком», «Где лад, там и клад», «Где мир да лад, там и Божья благодать». В музыку это слово попало из русского обихода, и означает оно согласованность музыкальных звуков между собой, сочетание звуков и созвучий. В древности существовало множество музыкальных ладов, сейчас же используют в основном два – мажор и минор, они и определяют характер музыки, её настроение. Мажор переводится с латинского как «больший», «твердый». Минор – значит «меньший», «мягкий». Музыка, написанная в миноре, звучит грустно, может навеять печаль и даже тоску. Это потому, что у минорного лада такое строение. А вот мажорная музыка, наоборот, звучит бодро и радостно, поднимает настроение.

Мажорное строение повысит настроение, – засмеялся Крылатик.

Вот-вот, – согласилась тётя Люба. – Про мажор и минор даже сказка есть. Хотите, расскажу?

Расскажите, расскажите, – попросили малыши.

Ну, слушайте.

 

Сказка про Мажор и Минор

Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу.

«Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники, – закончила тётя Люба сказку.

 

А вообще, – продолжала она, – надо учиться следить за своим настроением и не позволять ему командовать собой, и тогда всё у вас в жизни будет складно, да ладно.

И тётя Люба выразительно посмотрела на Крапинку.

А у меня уже хорошее настроение, – удивлённо сказала Крапинка. – Это, наверное, из-за сказки. Да вот и солнышко выглянуло!

И действительно, мокрый снег перестал лепить в стекло, ветер утих, и в окошко уже весело заглядывали солнечные лучи. И хотя снежная баба за окошком продолжала таять, это не казалось уже Крапинке таким непоправимым горем.

А ведь скоро весна, – вдруг заметил Крылатик. – А снежную бабу мы с тобой ещё не одну построим, если не в этом году, так в следующем!

И Крапинка не стала спорить.

Потому что была полностью с ним согласна.

Любовь КАНТАРЖИ

 

 

 

Моя школа     Воспитание Витязей    Зачем нужно слушаться     Азбука благочестия

Смайлик    Божья Коровка    Наша Читалка     К 65-летию Победы     На крючке?    Наша редакция

КрапинкаПятныш«Первые ручьи». Оксана Афанасьева,
8 лет, школа №66, г. Рязань