Рязань военная

Мы так привыкли к своему тихому, мирному городу, и трудно представить, что осенью 1941 г. город был совсем другим: введены комендантский час и осадное положение. Линия фронта подошла к Рязанской области через пять месяцев после начала Великой Отечественной войны. Осенью-зимой 1941 года в ходе Московской битвы Рязанская область стала ближайшим прифронтовым тылом, а затем и театром военных действий. С октября германская авиация приступила к бомбардировкам Рязани. Вражеские самолеты совершили в течение осени 18 налетов на Рязань, сбросили около 320 авиабомб, разрушили 34 дома. Погибло 36 и было ранено 65 жителей города, получило серьезные повреждения здание вокзала Рязань-1. Немцы рвались к Москве и старались захватить Рязань. Наиболее важные заводы спешно вывозят на Урал и в Сибирь. 

При строительстве укреплений на подступах к городу ежедневно работают по 15-20 тысяч рязанцев. В течение осени 1941 года построили систему противотанковых рвов, огневых точек и окопов. Вокруг города создана цепь из 54 баррикад. Из числа пожилых мужчин, пожарных и милиции формируют истребительный батальон, который 24 ноября вступает в неравный бой с немцами около Михайлова. К середине дня батальон отступил, и Михайлов был занят фашистами. Начались черные дни оккупации, в ходе которой погибло около 60 рязанцев. Только 7 декабря части 10-й армии под командованием Ф.И. Голикова смогли освободить Михайлов. Фашисты были изгнаны с рязанской земли в ходе мощного московского контрнаступления Красной Армии. Всю войну Рязань является тыловым городом. Рязанские заводы выпускают более двухсот видов промышленной продукции для нужд фронта. В. Рязани работают 24 госпиталя. Военно-учебные заведения и высшая авиационная школа в Дягилеве подготовили 9600 военных специалистов, 36 из которых были удостоены звания Героя Советского Союза. Рязанцы активно помогают фронту. Собраны средства на постройку авиационной эскадрильи «Рязанский рабочий» и бронепоезд «Рязанский железнодорожник». Всего за время войны в Фонд обороны рязанцы собрали более 30 миллионов рублей, в Фонд Красной Армии – свыше 16 миллионов. С зимы 1941 рязанские женщины собирают посылки с теплыми вещами для бойцов. Наш город внес достойный вклад в Победу.

Ксения АНИКИНА, школа №19

 

Бабушкины руки

В ту жуткую августовскую ночь 1941 года Рязань подверглась первой массированной бомбардировке немецкой авиации. Город содрогнулся от взрывов, истошно кричали и падали люди… Маша, засидевшаяся у подруги, со всех ног бежала к своему дому. Слава Богу, и мать, и шестеро её братьев и сестер оказались живы.

Когда утром после бомбёжки она с подругами медленно шла по улицам разрушенного города, её не покидало щемящее чувство боли, страха и гнева. Были жизнь, радость – пришли смерть и разрушение. И девушка захотела мстить, мстить за всё: за Родину, Рязань, за несбывшуюся свою молодость. На фронт, только на фронт! Но в военкомате ей отказали, и пришлось стать санитаркой в госпитале, открывшемся в здании педагогического института. А было тогда Марии Зениной всего 17 лет.

Работать приходилось сутками, по много часов стоять возле операционных столов, вдыхая тяжелый запах эфира и крови, принимать эшелоны с ранеными, стирать целые кучи белья и окровавленных бинтов. Порой у Маши совсем не было сил, так хотелось спать, что падала на тюки с ватой и забывалась коротким, тревожным сном прямо в коридоре госпиталя. Мария не только ответственно выполняла свои обязанности, но и старалась каждому бойцу сказать доброе слово, вселить надежду на выздоровление. Ее выдержка, терпение и любовь возвращали воинов к жизни...

Эта операция длилась уже несколько часов. Тяжёлое ранение. Осколок вошёл в спину, задев один из позвонков. Мария, выполняя указания хирурга, мысленно содрогнулась, услышав его слова: «Не выживет. Слишком сильный болевой шок». Но солдат выжил. Прометавшись неделю в тяжёлом бреду, солнечным утром он открыл глаза.

«Жив, родненький, жив», – приговаривала Мария, проверяя у бойца пульс. И вдруг окаменела: парень был парализован...

– Лежу, как бревно, какой из меня теперь человек, – пожаловался он слабым голосом молодой санитарке, присевшей у него в ногах, и безнадёжно повернулся лицом к стенке.

– Родненький, ты обязательно поправишься и ещё будешь бить проклятого врага, – тихо проговорила девушка, поворачивая его голову к себе. И вдруг неожиданно воскликнула: «Нужно бороться!» Но солдат лишь покачал головой и закрыл глаза.

Каждое утро упрямая санитарка Зенина выкраивала пятнадцать-двадцать минут для лечебной гимнастики. И постепенно стала возвращаться чувствительность в руках и ногах раненого. Потом пришёл день, когда на дрожащих и не слушающихся ногах он сделал свои первые шаги и поблагодарил Машеньку... Скольких ещё раненых подняла на ноги, эта худенькая девушка и не помнит.

Санитарка Мария – моя прабабушка – и в послевоенные годы осталась верна своему долгу. Работая в Рязанском госпитале для инвалидов Великой Отечественной войны, она по-прежнему была внимательной собеседницей, с которой можно было поделиться самым сокровенным. Её добрых рук и чуткого сердца хватало на всех. Мария Дмитриевна Зенина награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда».

Прошло шестьдесят пять лет с тех пор. Уже давно нет моей прабабушки, но я преклоняю голову перед всеми, кто с оружием в руках отстоял нашу Родину в смертельной схватке с фашистскими захватчиками, и перед ней, простой санитаркой, выполнившей свой долг до конца.

Юлия ИВАНЬКОВА, 7 класс, школа №17

 

 

 

Поколение оптимистов     Чудо на фронте    Почему человек стыдится     Грех и Гордыня

Смайлик    Божья Коровка    Наша Читалка     Мое «Начало»     На крючке?    Наша редакция

"Вечная память и слава".
Анастасия КАЗИНА, 15 лет, Старожиловский р-он.Рязанский КремльЮлия ИВАНЬКОВА, 7 класс, школа №17