Обручение с Россией

Павел-Антонов.-Александр-II-Освободитель2012 год обилен на юбилеи великих исторических событий, почему и был объявлен годом истории в России. Много – и слава Богу! – говорят о ключевых победах 1612 г. и 1812 г. Но ведь была точка отсчета нашей истории: 1150 лет назад образовалось наше государство, и ЖИВЕТ оно уже больше, чем знаменитая Византийская империя. И каждый правитель на этом пути – важная ступень. Всех ли помним?
Вот XIX век. Три Александра и два Николая – императоры. Никакого разнообразия в именах, спросите вы?.. А ведь назывались наследники цесаревичи в честь великих святых – Николая Мирликийского и благоверного князя Александра Невского. Еще в царской семье очень почитали Александра Свирского (12 сентября – день памяти обоих Александров).
Остановимся на одном императоре – АЛЕКСАНДРЕ ОСВОБОДИТЕЛЕ, на том периоде его жизни, когда он был великим князем и цесаревичем – ребенком и молодым человеком.
Даты его жизни – какие-то мистические: 1818-1881, правил более четверти века. Родился он в Москве, о чем возвестил 201 пушечный выстрел. Наследником Александра Николаевича провозгласили 12 декабря 1825 года по воцарении отца. Главный принцип отцовского понятия воспитания: «Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чем сделать из него государя». Отсутствие всякой пышности и этикета в обстановке наследника очень удивляло послов.
Император выбрал для воспитания сына выдающегося человека – поэта Василия Жуковского, для которого это стало главным служением: «И теперь это решено на весь остаток жизни». Целью воспитания он ставит образование для добродетели. С высоты ХХI века думается, как это просто, но как это ВСЕ. Многие ли задумываются, что в воспитании главное – развитие врожденных добрых качеств, образование из них нравственного характера, как считал Жуковский?! «План учения» Жуковского был высочайше утвержден.
А каким авторитетом был для сына его отец! И это тоже идея Жуковского. «Величайшая награда для его воспитанника – одобрение императора, а самое тяжкое наказание – неодобрение. Мысль об отце для мальчика должна быть «его тайной совестью».
Надо ли удивляться, что при таком воспитании и глубокой христианской жизни дети не знали, что такое – пресловутый «переходный возраст».
9-летний ребенок назначается отцом атаманом всех казачьих войск и шефом Донского атаманского полка. Эта весть вызвала неописуемый восторг казаков, настолько в крови было почитание Царствующего Дома. Александр осознает свое недостоинство на такое право отличия, но верит в казаков, которые помогут ему заслужить одобрение государя и России. Вот оно, главное в воспитании: неразрывность понятий – отец и Отечество!
Что поражает в отрочестве будущего императора… Само собой разумеющимся было ежедневное писание дневника! Его воспитатель Мердер отмечает в своем дневнике, что в мальчике сильно развито чувство долга. Когда – одиннадцатилетний – он сдавал очередные экзамены, Мердер пишет: «Все в Александре Николаевиче было прекрасно: его ответы, скромные манеры, в особенности выражение его очаровательной физиономии, воодушевленной благородным желанием сделать удовольствие родителям». О некоторых недостатках подопечного воспитатель тоже, естественно, пишет – мальчик есть мальчик.
Однажды законоучитель спросил юношу-наследника: надо ли прощать обиды? Цесаревич ответил: «Должно, несомненно, прощать обиды, делаемые нам лично, но обиды, нанесенные законам народным, должны быть судимы законами; существующий закон не должен делать исключений ни для кого». Поражает этот ответ, произнесенный в ХIХ веке: это же современное понимание правового государства, о чем немало пишут в прессе и учебниках обществознания.
В 16 лет Александр Николаевич становится совершеннолетним и приносит присягу верности государю и Отечеству. А весной 1837 года цесаревич начинает семимесячное путешествие по России, названное Жуковским «всенародным обручением его с Россией». Он объехал 30 губерний, первым из Царствующего Дома посетил Сибирь.
Будущий император поражал всех любознательностью и разносторонними знаниями – и в истории, и в религиозных вопросах, и в области промышленности. Он восхищал людей своей приветливостью, обращением, полным достоинства и любезности, был ласков ко всем. Верующие люди не упустили из своего внимания, как наследник усердно молился в церквах, кладя земные поклоны.
Посещая российские города, Александр Николаевич осматривал монастыри, церкви, училища, больницы, казармы. Из дневника спутника: «Народ целой массой льнет к нему, гласно любуется»…
А будучи на Бородинском поле, цесаревич почел своим естественным долгом присутствовать на панихиде за упокой душ на поле брани убиенных.
В августе 1837 года будущего императора встречала и Рязань.
Путешествие по России завершило план образования императорского наследника, созданный Жуковским за 8 лет до того. Впереди уже деятельность на благо России. И, мы знаем, результаты ее были очень значительны.
Подготовила С. КАДЫГРОВА

Ваш отзыв