Фарисей и фарисейство. Философия
Дорогие ребята!
Сегодня мы поговорим о словах на букву «Ф». Это слова: фарисей, фарисейство, философия.
ФАРИСЕЙ И ФАРИСЕЙСТВО
Ежегодно за три недели до Великого поста по церковному календарю бывает сплошная седмица. Сплошной она называется по причине отмены поста среды и пятницы, а посвящена не какому-то празднику, а одной маленькой притче Христовой, которая называется «О мытаре и фарисее».
Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей молился про себя так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Кто такой мытарь? Мытарь – это сборщик налогов, человек, презираемый в обществе.
Фарисей – это представитель верхушки тех далеких времен. Он перечисляет (в притче) свои добрые дела, какие требует от него закон. Но, однако, Господом этот его «отчет о проделанной работе» отвергается. Казалось бы, фарисей и молится, и постится, и оказывает благотворительность церкви, т.е. исполняет весь закон Моисеев, но уходит, отвергнутый Богом, а мытарь ничего доброго о себе не может сказать и лишь смиренно просит о милости Господа к нему, грешному, однако, уходит оправданным.
Почему? Господь прямо называет причину Своего решения:
«Говорю вам, что сей пошел оправданным в дом свой, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лука, 18: 10-17).
Конечно, Богу были открыты сердца этих людей, и он видел гораздо больше, чем кто бы то ни был. Но ведь и нам с вами всегда неприятны люди, хвалящие себя. Так же и мы можем вызывать неприязнь у других, когда хвастаемся. В народе так и говорят:
«Кто хвалится, тот с горы свалится»,
«Себя не возвеличивай, других не унижай».
Притча – это не просто бесхитростный рассказ, это поучительная история, обобщающая какое-то важное явление, обличающая порок и утверждающая добродетель.
Фарисей – это образ самодовольного, высокомерного человека, любующегося собой и презирающего других.
Мытарь – образ кающегося грешника, смиренного, кроткого, считающего себя хуже всех.
Господь не просто оправдывает мытаря, Он возвеличивает его. Разве не о нем первая заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Не слова похвальбы фарисея, а молитва мытаря взята в утренние молитвы православного христианина: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Наше смирение, сердечное сокрушение и простота: вот что дорого в очах Божиих
Фарисей же вошел в историю человечества как представитель клана гордецов, впоследствии – противников Христа и богоубийц. «Фарисей и фарисейство» – отныне слова нарицательные. Фарисеями называют лицемерных людей, прикрывающихся набожностью, доброжелательностью. Фарисей – это ханжа и лицемер, а фарисействовать – значит, лицемерить, быть неискренним.
Вот чтобы и мы с вами не были похожи на надутых индюков, Церковь установила сплошную седмицу перед Великим постом, но не для того, чтобы мы вдоволь наелись, а дабы помнили эту Христову притчу. Фарисейские качества, дорогие дети, куются с детства.
Вот почему в школьном коллективе иногда не любят отличников? Не всегда ведь это из- за зависти. А потому что некоторые из них зазнаются, хвалятся своими познаниями, отметками, лезут вперед, всегда хотят выставить себя напоказ. Других же презирают, высмеивают. Кому же это понравится?
И среди верующих людей, к сожалению, есть такие. Посмотришь на них, с первого взгляда, – одно благочестие, а приглядишься – и смотреть больше не хочется: все как-то неискренне, горделиво. Это и есть фарисейство. Горе нам, если мы таковы!
На мой взгляд, фарисеи – люди скучные, неинтересные. Все-то они знают, ничему не удивляются, всех поучают, осуждают других, а осуждение – очень пагубный грех. В народе говорят: «Чужие грехи пред очами, свои за плечами», а Господь напоминает: «Каким судом судите, таким и судимы будете».
Мне очень нравится стихотворение поэтессы Нины Орловой:
Фарисей
Я спросил: «Алексей,
Кто такой
фарисей?»
Старший брат
ответил важно:
«Знаю, слышал
не однажды!
Это тот,
кто думает,
Что знает
все на пять,
Что самый-самый
умный он,
И может поучать,
Кто сам собою
так гордится,
Что никогда
не извинится».
Я хожу повесив нос,
И меня грызет вопрос:
«Неужели Алексей –
Фарисей?»
ФИЛОСОФИЯ
До явления в наш мир Спасителя и после в каждом народе были свои мудрецы, которые пытались объяснить смысл бытия. Так возникали различные философии.
Слово «философия» греческое и состоит из двух частей: «фило» – любить и «софия» – мудрость, т.е. дословно переводится как «любовь к мудрости».
Древнегреческий философ Аристотель (Iv в. до н.э.) так и говорит: «Философия – любомудрие». В современном толковом словаре найдем определение: «Философия – это объяснение бытия мира и вещей».
Широко известны миру древнегреческие философы: Пифагор, Сократ, Аристотель. Что интересно, многие из высказываний древних мудрецов по своему мировоззрению очень близки нашему, православному, например:
«Оставь все внешнее и внутрь обрати свое любопытство» (Плутарх)
«Не почитай знания за одно с мудростью» (Пифагор)
Однажды Аристотеля упрекнули в том, что он подал милостыню человеку дурного нрава, на что ученый заметил: «Я подаю не нраву, а человеку». Согласно ли это, ребята, с нашим христианским благочестием? Конечно! Видите, еще задолго до рождения Сына Божьего на земле лучшие умы человечества вели поиск истины. Но в этом поиске они во многом и заблуждались. Возникали целые философские направления, школы, системы, которые, как правило, противоречили друг другу.
Философами были многие ученые, причем, в разных областях науки. Каждый век являл миру своих философов. Начиная с XV века, с развитием науки и техники мир узнал множество философов среди людей науки.
XV век – Леонардо да Винчи, итальянский философ, инженер, анатом, живописец, скульптор.
XVIII век – Иммануил Кант, немецкий философ, физик, математик.
XIX-XX века – Вернадский В.И., русский философ, минеролог, геолог, геохимик.
Безусловно, на философии влияли религиозные воззрения своего времени и наоборот. Так языческая вера в древнегреческом обществе была отвергнута в результате появления философских систем. Взгляды философов распространились в народе, вследствие чего недоверие языческим богам стало массовым явлением. Но попытка греческой философии освободить человека от внутренней пустоты посредством разума не достигла цели, она сложила свое оружие перед языческой религией своего времени.
Победа над языческим миром принадлежала христианству, заключавшему в себе правду, истину, жизнь!
Хорошо ли, ребята, философствовать христианину? Ведь философствовать – значит, рассуждать, а рассуждение с целью добраться до истины – одна из добродетелей.
Когда на уроке некоторые ученики задают каверзные вопросы не с целью услышать ответ, это не есть желание рассуждать, значит, – это не добродетель. Это либо пустословие, либо позерство, либо еще какая-то уловка.
Ребятам, интересующимся философиями, следует помнить, что для православного человека не любая философия хороша.
Философия может быть атеистической (эпикурейцев, стоиков, марксистско- ленинская), сатанинской (философия фашизма), религиозной. Казалось бы, последняя подходит христианину. Но сколько религий, столько и философий! Для православного человека будет естественным и понятным, если он познакомится с православными религиозными философиями и их взглядами. Здесь он найдет ответы на интересующие его вопросы, с чем-то согласится, с чем-то нет, но во всяком случае, будет чувствовать себя «в своей тарелке». Если же заморочить себе голову (из-за самоутверждения, тщеславия и проч.) различными воззрениями философов (а их сотни!), то можно и не выбраться из этих дебрей.
Вот тут-то и дорога добродетель рассуждения. Как говорит св. прп. Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
По этому поводу вспоминается один рассказ про ученого француза и простого человека. Этот француз путешествовал по пустыне в сопровождении проводника- араба, который не забывал молиться. Однажды вечером неверующий француз спросил:
– Откуда вы знаете, что существует Бог?
Проводник на минуту остановил свой взгляд на насмешнике и ответил:
– А из чего вы заключаете, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?
– Ну, так это видно по следам, – ответил тот.
Тогда, указывая на заходящее солнце, заливавшее своими лучами весь горизонт, араб сказал:
– Это следы не человека.
Не правда ли, достойный ответ?! Будем руководствоваться советом апостола Павла, который является первым христианским философом. А он говорил, что все «нам позволительно, но не все полезно». «Философия высока и ценна не сама по себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе». Это слова отца Павла Флоренского, русского философа и ученого, расстрелянного в 1937 году за веру.
Могу назвать нескольких русских философов XIX-XX веков, чьи взгляды согласны с православным мировоззрением: И.В. Киреевский, Е.Н. Трубецкой, Ф.М. Достоевский, Н.А.Бердяев, Н.О. Лосский, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин.
Чтобы не заблудиться в дебрях человеческих мудрований, полезно читать отцов Церкви, как вселенских, так и отечественных. Труды св. прав. Иоанна Кронштадского, свт. Игнатия Бренчанинова, свт. Феофана Затворника Вышенского осветят наш путь ко Христу, а это единственное, что нам нужно. Как говорит свт. Феофан Затворник: «Держи себя и действуй».
В заключение разговора познакомьтесь с блестящими ответами на вопросы первого древнегреческого философа Фалеса (VII век до н.э.) Попробуйте разгадать кроссворд, составленный по его ответам.
Ключевое слово отвечает на вопрос: «Что всего мудрее?»
1.Что легко давать?
2.Что больше всего?
3.Что самое общее для всех?
4.Что быстрее всего?
5.Что труднее всего познать?
Хороший, с долей юмора совет дал нам Пифагор, чью теорему мы хорошо усвоили. А совет такой: «Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время».
Еще, дорогие юные философы, вам одно задание. Прочтите надпись на серебряном царском кубке, сделанную древней «вязью». Она заключает в себе мудрость. Этой мудростью руководствовались русские цари, когда брали в руки этот кубок. Полезна она и нам с вами.
София НИКУЛИНА