ЧЕСТЬ

ЧестьДорогие ребята! В Азбуке благочестия – буква Ч и слово «честь».
Слово «честь» является ключевым в нашей Азбуке, и, хотя мы говорили о нем в первой главе «А», сегодня обсудим его более подробно.
В русском языке это слово многозначное. Вот его смыслы:
1.Высокое моральное качество, достойное уважения;
2.Добродетель человека с чистой совестью, незапятнанной репутацией;
3.Целомудрие, непорочность;
4.Почет и уважение. Но оказывается, значение слова «честь» гораздо точнее и глубже раскрывается в молитвах. Вспомним обращение к великой святыне христиан, Кресту Господню: «Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста…»; «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень…». Пресвятую Богородицу, Матерь Света, мы называем «Честнейшей Херувим, славнейшей без сравнения Серафим», т.е. поставленной Богом выше всех ангелов! Церковный этикет предполагает такое обращение к собравшимся священникам, как «честные отцы» или к одному из священнослужителей: «Честной отче». А кто такой священник? Это служитель Божий, совершающий святые Таинства. Все это дает нам основание утверждать, что в значение слова «честь» входит понятие «святости», а точнее сказать – заложено. Наконец, в обыденной жизни про какого человека мы говорим «честный»? Про того, кто говорит правду, не лжет, не изворачивается, поступает по совести. Честный человек не строит корыстных планов, не лукавит, признает свои ошибки. На честного можно положиться с полной уверенностью, что он не обманет и не подведет. В подтверждение этих слов русская пословица гласит: «Честный человек крепче каменного моста». Когда-то в молодости в своем дневнике я записала: «Честный человек тот, кто, оставшись наедине с самим собой, думает честно». Сегодня, мне кажется, это не совсем правильное высказывание. Согласитесь, что признаться себе в своих ошибках, грехах все-таки проще, чем сказать об этом вслух. Мол, я сам себе думаю, понимаю – и этого достаточно. Нет! Честный человек не просто принимает правду – он живет по правде! Русский народ всегда стремился к правде, истине, к святости. Это стремление запечатлелось в нашем языке. «Дело чести», – говорили и говорят сегодня. Встретили «честь по чести», т.е. хорошо, как следует. «Выйти с честью» – найти достойный выход из положения. «Честь и место!» – так приглашали сесть. «Береги честь смолоду» – поучали старики молодежь. И, наконец, «честной народ», а не просто граждане или россияне называли себя православные люди. Понятие чести существовало во всех слоях общества: княжеская честь, честь русского дворянина, офицерская честь, честь рода, честь фамилии и даже – честь фабричной марки! Возможно, не все из вас, ребята, знают, что выражение «сотру в порошок» – это вовсе не угроза физической расправой, а особый «суд чести», который существовал отнюдь не в высшем обществе, а среди торговых людей – купцов. Дело в том, что когда-то долг одного купца другому записывали на дощатых потолках мелом. И если среди должников находился злостный неплательщик, то эту запись просто стирали, смахивали, и «долг» осыпался порошком. Потом с таким недостойным человеком никто не желал иметь дело, зная о его неблагонадежности. Конечно, было страшно оказаться в «черном списке», лишаясь и прибыли, и чести! Военные люди говорят: «Честь имею!» Они прямо заявляют о том, что на них можно положиться, что они не подведут и не предадут. Как в царской армии, так и в советской человеку, совершившему что-то плохое, говорили: «Это не достойно чести офицера» или «Вы запятнали честь мундира». Конечно, вы все видели, как, например, курсанты или солдаты отдают честь старшим по званию, прикладывая выпрямленную ладонь правой руки к козырьку фуражки или военному берету, и те отвечают тем же. Так проявляется уважение к высокому званию воина, защитника Отечества. Такое поведение предусмотрено воинским Уставом и обозначено как «Отдание чести». В судебной практике и по сегодняшний день к судье обращаются: «Ваша честь». В этом состоит глубочайшее почтение к той ответственной роли, которую выполняет суд, ведь он вершит судьбы людей! Видите, дети, понятие чести – это не нечто устаревшее, а совершенно современное, более того – вечное! Как можно жить без чести, без совести?! Как можно не полагаться на честное слово доброго человека?! Если вы давали когда-нибудь честное слово и нарушали его, знайте – это серьезный проступок. Честное слово не отговорка, не междометие, – это святыня. А как относиться к святыне, мы знаем. Когда вам говорят: «Поддержи честь класса» или «Ты будешь выступать за честь школы», значит, на вас возлагают большую ответственность, и ваш долг справиться с заданием. Мы ведь с вами люди православные и стремимся к жизни благочестивой, так что кому как ни нам хранить и оберегать свою честь? Но вернемся к нашему святому русскому языку. Многие слова в нем – хранилища нашей доброй нравственности, патриотизма. Если внимательно вслушаться и вглядеться в них, могут открыться тайны русского слова. Казалось бы, слова «Отечество» и «отчество» совершенно понятны нам по происхождению, оба они от слова «отец». Но посмотрим на них по-другому. Хочется нарушить правило русского языка и представить эти слова как двусоставные, где буква «ч» общая для обеих частей слова. Содержание смысла этих слов откроется нам полнее и значимее: Отечество – великая честь от Бога (Отца) быть сыном или дочерью своей Родины. Отечество – большая честь быть сыном, дочерью своего родителя (отца) своих предков. Что касается «отчества», надо сказать, что такая форма имени существует только в русском языке! Даже своим именем русский человек призван соблюдать 5-ю заповедь: «Чти отца твоего…», одним обращением к нам отдается честь нашему роду. Правда, такое обращение принято по отношению ко взрослым, а вам, дети, до этой чести надо дорасти. Знаете, ребята, какой синоним к слову «благочестие» пришел в наш язык из греческого? Это слово «любочестие», оно означает любовь к святыне, почитание Бога и божественного начала в человеке. Но вот в русском языке есть похожее на слово «любочестие» слово «Честолюбие», и оно не является его синонимом, а имеет прямо противоположный смысл. Людей заносчивых, гордых, жаждущих похвал, наград, высокого положения называют честолюбцами. Мнимое понимание истинной чести часто приводило к бедам и трагедиям. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» читаем:

Погиб поэт, невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой…

Эти строки о «солнце русской поэзии», Александре Сергеевиче Пушкине, который был смертельно ранен на дуэли. Отвратительное явление в светском обществе, дуэль, было осуждено русской Церковью и запрещено царским правительством. Ведь дуэль – это не просто поединок, это двойное убийство. В честном поединке противники имеют равные права, и побеждает сильнейший. А в дуэли? Получающий право стрелять готов на убийство ничем не защищенного человека, а тот в свою очередь соглашается получить пулю, т.е. становится самоубийцей. А сколько подлостей и коварства было при организации таких дуэлей: неподготовленное оружие, бракованные пули, подмены. Разве такие действия проникнуты духом настоящей чести? Порой сами причины вызова на дуэль были ничтожными, продиктованы гордыней или чувством мести. Недаром Лермонтов называет Пушкина невольником чести, т.к. к этому шагу его подталкивали враги и навязанные «законы» чести. Слава Богу, что у поэта было время покаяться перед смертью, и он умер как христианин. Православное понимание чести – это не мстительность («кровавая месть», например), не защита своего оскорбленного самолюбия, а осознание высокого звания христианина, готового на самопожертвование ради любви. Хочу привести в пример одну историю: «А.Ф.Кони рассказывает случай, происшедший в начале XIX века. В Кронштадте умер моряк-вдовец, оставив на попечение своего друга, тоже моряка, двух сирот. Тот пришел на прием к министру, маркизу де Траверсе, просить помощи детям, но получил отказ; пришел опять – результат тот же, а когда явился в третий раз, министр вышел из себя: «Ты что, смеяться надо мной приходишь?!» Моряк повторил просьбу, тогда вспыльчивый Траверсе дал ему пощечину со словами: «Вот тебе мой ответ!» Честное-словоМоряк схватился было за кортик, но затем поднес руку к зардевшейся щеке и сказал: «Хорошо, ваше сиятельство, это мне, ну а сиротам-то что же?» Министр заплакал, и сироты получили пособие». (Из ниги игум. Феофилы (Лепешинской) «Рифмуется с радостью»). Скажите, ребята, потерял ли честь моряк, перетерпевший горькую обиду? Конечно, нет! Своим поведением он впрямую выполнил наказ Христа, подставив и другую щеку для удара, чем образумил самого министра! Пренебрегши своим мелким самолюбием, он помог несчастным осиротевшим детишкам. В заключение, советую вам, ребята, прочитать рассказ советского писателя Л. Пантелеева «Честное слово», в котором говорится о верности маленького мальчика своему слову.

Честь по чести надо делать все дела,
Чтобы честь была, как ясный день светла.
Жить по правде, не хитрить, не предавать,
«Честь имею!» чтобы каждый мог сказать.

Софья НИКУЛИНА

Ваш отзыв