Хотьковские потехи

как звали в миру препо-  добного, и его сверстникамиВ дни празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского мы поинтересовались, во что играли дети 700 лет назад? Какие игрушки были любимы мальчиком Варфоломеем, как звали в миру преподобного, и его сверстниками?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо побывать в древнем Покровском женском монастыре в Хотьково, которому в 2008 году тоже исполнилось 700 лет. Именно там постригались в монахи братья, одним из которых был Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский, именно там покоятся мощи их родителей – Кирилла и Марии. Когда восстанавливали монастырь в 80-х годах XX века, там стали попадаться лоскутные мячики. Откуда эти игрушки в монастыре? Да ведь всем известно, что это народное ремесло связано с православной культурой и с художественной жизнью монастырей. Знаете, до нас дошло предание, что преподобный сам резал деревянные игрушки и раздавал их детям, ведь монахи всегда славились творческим мастерством.
Старожилы Хотькова радовались, когда видели найденные учеными лоскутные мячики: «Точно – они, наши, монастырские, хотьковские. Нам в детстве такие покупали». как рукодельничали прежние монахиниМестные старики помнили, как рукодельничали прежние монахини. Стегали одеяла по заказам, шили церковную одежду, а из остатков материи делали игрушки. Собирали лоскутки и у местных портних, шили маленьких тряпичных зайчиков и белок с глазами-бусинками, набивали их опилками. Но больше всего мастерили мячики-погремушки. О них увлекательно рассказывает книга Г. Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова» — первая в России книга о мячиках, любимой всеми детской игрушке, выпущенная к празднованию 700-летия Покровского Хотькова женского монастыря.
Сшитые из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом, они были похожи на гранёные мозаичные шары. А внутри гремят камушки, замурованные в бересту. Сверху “гремучие” мячики украшены цветной фольгой, витой канителью (тонкой металлической нитью для вышивания), вышитыми крестиками — получались красивейшие игрушки. Готовый товар сдавали скупщикам из Сергиева Посада, продавали на местных покровских ярмарках, на торговой площади в монастырских лавках вместе с предметами церковного обихода: иконками, образками, крестиками, ладанками, цветами. Монахини ходили и по деревням, разносили мячики в корзинкахМонахини ходили и по деревням, разносили мячики в корзинках. “Так и вижу, как через поле зелёное идут к нам монашки в чёрной монашеской одежде, несут корзинки. А там игрушки, зайчики, белки, а всё больше мячики. И продавали их по деревне. Купят родители, подбросишь его, а он гремит. Прыгаешь, сама не своя от радости…”, — вспоминала Клавдия Егоровна Андреева, коренная жительница деревни Мутовки.
Эта традиция какое-то время была забыта, но, к счастью, она снова возрождается. Сейчас лоскутные мячики шьют ребята в школах Подмосковья, проявляя необъятную творческую фантазию, раздаривая свои поделки всем знакомым и занимая призовые места на выставках. Замечательно, что хотьковские мячики возродились не только на родине. Их мастерят и на волгоградской земле в городе Камышине, называют их «хотьковские» мячики из Камышина, и в Туле.«Примирение».-Настя-ХРУСТАЛЕВА,-10-лет
Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали (отсюда название «шитка») тряпкой без всякой особой выкройки. Обшивкой мог послужить даже старый штопаный чулок или носок, для перетяжки мяча использовали пряденые и сучёные льняные или шерстяные нитки. Ручной мяч кликали и “попинухой” – от действия с ним в игре ногами: попнуть, пинать. В XV-XVI веках появились даже специальные мастера по изготовлению мячей – мячники.
Шили мячи разных размеров. Малые мячики, вероятно, служили для игр типа лапты. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см могли использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу. Цветастые тряпичные шарики, похожие на мячики, привлекали внимание ребёнка ещё в колыбели. Их набивали тряпьём, обшивали яркими лоскутками и привязывали на веревочке к зыбке. В Архангельской области такие потехи называли “кругляпушки”В Архангельской области такие потехи называли “кругляпушки” – от местного слова “ляпак”, означавшего маленький цветной лоскуток. Ручной тряпичный мячик, набитый песком или опилками, использовали в русской игровой традиции и для игры ногами. Игроки пинали мяч по очереди, стремясь подбросить его пинком как можно выше. За самый низкий полет мяча проигравшего подвергали наказанию. Он должен был пробежать назначенное расстояние, а остальные бежали за ним и бросали вдогонку мяч, стараясь посильнее ударить убегавшего.Еще в середине XX века дети играли в такие игры, как поднебески, свечки, хватки, в подкидку, в перекидку, перевертышки, катыши, колеса, пришлепы, пятнашки, круговая лапта, поэтому ребята были ловкими, меткими, сильными и быстрыми.
Хотьковские-игрушкиЛоскутные мячики были любимы не только деревенскими ребятами, но и царскими детьми и в XVII, и в начале ХХ века. Известный историк И.Е.Забелин писал, что такие мячики появлялись у царевен очень рано. Еще 1627 г., когда царевне Ирине Михайловне исполнилось всего только четыре месяца, для нее было сделано семь сафьяновых мячиков с бубенчиками внутри. Такие игрушки любили и дети последнего русского царя-страстотерпца Николая II.
Вот какое искусство открыло это древнее место — Покровский монастырь, часть земли Радонежской, той самой земли, освященной стопами преподобного Сергия Радонежского, его родителей Кирилла и Марии, святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобного Андрея Рублева. А незабываемый подарок, дошедший до нас через века – это простой разноцветный лоскутный мячик, необходимая частичка нашей русской культуры, помогающая всем нам не забывать наши традиции.
Подготовила Ольга ЧЕПУРНАЯ

Ваш отзыв