Секреты старого города

– Крылатик, ты где? Выходи-и-и. Крыла-а-атик! – встревоженно сновала вокруг домика Крапинка. Она заглядывала за пенек, приподнимала листья лопуха, раздвигала кусты и озабоченно суетилась. Красная весенняя шапочка съезжала малышке на глаза, и она то и дело ее поправляла.
– Привет, Крапинка! Братика потеряла? – подошла к домику тётя Люба.
– Здравствуйте, тёть Люб. Да вот потеряла. Ушёл куда-то с бумажным корабликом в руках, сказал, что на пару минут, и уже час как нет. Куда же он запропастился… Мы ведь как раз вас ждали в гости, чай хотели вместе с вами попить, – сокрушенно качала головой девочка.
– А он у ручья. Я как раз видела его издалека, когда мимо проходила. Сидит там, в земле копошится. Окликать не стала, уж больно он чем-то увлечен был.
– Ой, спасибо, что сказали! – облегченно вздохнула Крапинка. – Пойдемте к нему, а то чего он там засиделся. Мало ли что случилось.
Отправились тетя Люба и Крапинка к ручью. Подходят ближе, а Крылатик сидит на корточках и в земле палкой ковыряется, уже ямку целую выкопал. А рядом какие-то черепки валяются.
– Ну куда ты пропал! – принялась ругать брата девочка. – Я тебя обыскалась уже. Фу, ещё и весь в грязи какой-то. Ну что такое, опять штаны отстирывать.
– Да ты посмотри только, что я тут нашел! – с блестящими радостными глазами Крылатик протянул сестре две ладошки. На них красовалось несколько крупных черепков с узорами и выгнутая отломанная от чего-то ручка. – Пошел кораблик пустить по ручью, а тут такое.
– Ого, – озадачилась Крапинка. – Откуда оно тут?!
– Да это остатки какого-то старинного кувшина, похоже, – задумалась тётя Люба.
Откуда-то из-за густых еловых веток послышались шаги. Зверята переглянулись. Наконец ветки раздвинулись, и оттуда вынырнули два крота в касках: рослый длинноусый и маленький полненький.
– Добрый день! – воскликнул длинноусый. – А мы тут воды пришли попить, позволите?
– Здравствуйте-здравствуйте, – кивнула головой тётя Люба.
– О, я гляжу, вы тоже здесь что-то раскопали, – заметил второй и любопытно прищурился. Хотя куда еще ему, подслеповатому кроту, было щуриться. – Давайте знакомиться! Меня Коротышка зовут.
– Усатый, – представился длинноусый.
Лесные жители тоже представились.
– Смотрите, я тут копал, копал и черепки глиняные нашел, – показал новым знакомым Крылатик.
– Кажется, на этом месте какое-то древнее поселение было, – добавила тетя Люба.
– Еще какое! Целый город, – усмехнулся Коротышка.
– Ничего себе! – ахнула Крапинка. – Прямо здесь? В нашем лесу?
– А хотите, покажем? – подмигнул Усатый. – Мы тут жили не тужили под землей, а недавно прорыли ходы, а там – руины! Целые археологические раскопки ведем, много интересных вещиц откопали. Это неподалеку.
– Пойдем с нами, – позвал Коротышка.
Все с радостью согласились. Кроты-археологи попили воды из ручья, набрали с собой для собратьев и повели за собой своих новых знакомых. Крылатик немного замешкался, рассовал по карманам находки и побежал догонять остальных. Вскоре послышался стук лопат, и одна дружная компания предстала перед второй. На большой поляне повсюду были вырыты норы, вокруг которых образовались горки земли. То тут, то там сновали кроты с лопатками. Когда копатели заметили гостей, они приостановились.
– Перер-ы-ы-ыв! – протяжно крикнул самый крупный крот. И все собрались в кружок у сосны, под которой красовалась груда старинных находок.
– Добрый день бравой команде! – поздоровалась тетя Люба.
– Здравствуйте, здравствуйте, – ответил главный крот. – Меня Бригадир зовут. С чем пожаловали?
– Тут парниша, – махнул рукой в сторону Крылатика Усатый, – на ручье нашел черепки и еще что-то. С таким старанием копался в земле, не хуже нашего! Вот мы и решили показать им, что такое настоящая археология.
– Ну а чего бы и не рассказать, – одобрил Бригадир. – Мы много чего видали под землей, многое и рассказать можем. А здесь целый город Древней Руси когда-то был. Покажите-ка хоть сначала, что там у вас за черепки.
– Да вот, – достал из-за пазухи найденное добро Крылатик. – Глиняные. Вот еще ручка и даже крышечка осталась.
– Ну, раз с ручкой и крышечкой, точно кувшин, – пояснил один из кротов. – Наверняка еще носик был. А будь этот сосуд с высоким широким горлом и без ручки – была бы крынка для молока или сметаны.
– А какая еще посуда была в Древней Руси? – спросила Крапинка.
– Самая распространенная – горшок, – ответил Коротышка. – Вон у нас даже пара целых лежит. Ими пользовались раньше все, да и до сих пор пользуются, удобная вещь. А еще мы нашли кашник – это маленький горшочек с ручкой, в нем жарили и подавали на стол каши. А ели раньше не из привычных нам тарелок, а из глиняных или деревянных мисок. Это один из древнейших видов посуды, был известен аж 900 лет назад.
– А вот еще плошка лежит, – показал Усатый. – Называется так, потому что плоская. Это аналог современной сковородки. А еще у каждого из наших предков был отдельный умывальник. Это керамическая посуда, которая подвешивалась на кожаный ремешок.
– В одном из горшков, кстати, мы нашли настоящий клад – приданое какой-то невесты, – добавил Бригадир. – Ну, побрякушки всякие: колечки, цепочки, сережки, несколько золотых монеток. Он был зарыт в погребе одного из домов, в те времена такие драгоценности тщательно прятали от лишних глаз!
– Ого, а тут еще столько инструментов и оружия! – разглядывал кучку находок Крылатик. – Каменный топор, ножик даже откуда-то!
– Ножик, скорее всего, принесли гости, – заметил Коротышка. – Иногда в раскопках можно найти вещи, нехарактерные для этой местности. Такие ножики были распространены в Прибалтике, Беларуси и скандинавских странах. Кто-нибудь забрел да и подарил местному населению. А сами они пользовались пластинками из нуклеуса – это камень такой. Его ставили на ровную площадку и куском рога наносили удар по краю камня. Если удар был точно рассчитан, скалывалась тонкая и острая пластинка, которая и превращалась в ножик. Бывали и костяные ножи из животных.
Подготовила Мария ЕВСИНА

Ваш отзыв