Касимов– город древний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом номере в гостях у «Ступеней» ребята из города Касимова и его окрестностей.

Касимов – один из древнейших городов Рязанского края, он был основан в 1152 году. Если вспомнить историю, то Городец Мещерский (в настоящем районный центр Касимов) был передан Василием Темным татарскому царевичу Касыму за преданность и с целью охраны пограничных рубежей. Так образовалось Касимовское татарское царство, просуществовавшее вплоть до царствования Петра I. В царстве проживали два народа, – русские и татары, – причем каждый сохранял свою культуру.

В настоящее время в городе 5 действующих храмов и Вознесенский собор, который весной     2002 года освятил Патриарх Алексий II. До революции в Касимове был Казанский женский монастырь, была и часовня, где похоронен местночтимый касимовский святой – блаженный царевич Иаков, внук царицы Фатимы. Сейчас от монастыря осталась стена и монашеский корпус. Жители надеются, что монастырь когда-нибудь будет восстановлен. В Касимовском районе несколько лет назад был восстановлен Заиконоспасский монастырь патриаршего подворья в селе Шостье. Есть в Касимове и мечеть с минаретом.

 

Переполох в лесу

 

Ох, что творится? Что творится? Сегодня утром я увидела огромную очередь из зверей, птиц, рыб, насекомых и самых разнообразных растений. Я так и не поняла, что произошло, потому что когда я спрашивала у кого-то, то не получала никакого ответа. Лишь подошедшая ко мне обезьянка сказала: «Как, ты ничего не знаешь?» На что я отрицательно покачала головой. «Ну, тогда иди со мной, и увидишь все сама».

Я так и сделала. Было как-то странно, ведь я была единственная девочка, то есть человек, среди всех присутствующих. Но огорчаться было нечего, ведь обезьянка тоже была единственной из представителей жарких стран. После долгого шествия мы вышли на огромную поляну, где разместились разнообразные представители флоры и фауны. На другой стороне поляны был большой дуб, перед которым стоял причудливый деревянный столик. За этим столиком сидел маленький человечек.

– Кто это? – спросила я у обезьянки, которая в это время была очень занята, разыскивая нам свободное место.

– Это? – спросила она, повернувшись ко мне. – Это главный Лесовик, мы сегодня будем обсуждать начало летних проблем. А вот я и место нашла, – и, взяв меня за руку, куда-то повела.

На поляне стоял ужасный гул. Вдруг рядом с человечком оказался большой козел. У него были большие рога и длинная борода.

– Тихо! – закричал он, с негодованием тряся бородой. Гул прекратился. Тут я увидела, что обезьянка куда-то пропала. Оглянувшись по сторонам, заметила, что она помчалась к дубу, доставая из сумочки блокнот с ручкой.

«Африканская газета»! – кричала она. – Корреспондент Обезьяна. Дайте, пожалуйста, интервью для нашей газеты…

Тут Лесовичок встал и остановил ее.

– Подождите, сейчас всё скажу. Дорогие господа! Начались летние каникулы. Дети гуляют по лесу со своими родителями. Каждый из вас знает, как это на нас отражается.

– Да, да, да! - закричала толпа, и опять поднялся невозможный шум.

– Они нас топчут, срывают и выбрасывают! – кричали цветы.

– На прошлой неделе у меня пропали лягушата, – сказала, всхлипывая, лягушка.

– Постойте, господа, тише, успокойтесь, – стал успокаивать толпу старичок, и вдруг его взгляд остановился на мне.

– Я вижу, к нам пришла гостья. Девочка, что ты тут делаешь?

Все обернулись и уставились на меня. Последовала глубочайшая тишина. Я чувствовала, как бьется мое сердце.

– Что же ты тут делаешь? – еще раз спросил старичок.

– Мне просто стало интересно, что тут происходит, – сказала я.

– Ну, раз так, – уже воодушевленно произнес он, – господин Козел, будьте добры, зачитайте жалобы, присланные животными.

Козел блеющим голосом стал читать одну жалобу за другой. Вот они.

Я очень мал, но вместе с собратьями строю большие дома в лесу. А люди их разрушают. Прошу принять меры!

Муравей

Жалуюсь на тех, кто любит цветы. Меня собирают в большие букеты. Всем нравится мой нежный запах, а я ценное лекарственное растение, из меня делают сердечные капли. Обращайтесь со мной бережно.

Ландыш

Люди меня не любят, боятся, что от меня у них будут бородавки. Это суеверие. Я приношу огромную пользу. В садах, лесу и огородах я истребляю вредных насекомых.

Жаба

Меня беспощадно истребляют, а я приношу пользу, питаясь больными животными. Я – санитар леса.

Волк

Я очень красив. Но опасен, потому что я ядовит! Вот поэтому люди сшибают меня ногой. А ведь мной питаются некоторые животные. Если люди будут  продолжать сшибать меня, что же будет? Некоторые животные исчезнут совсем или станут редкими. А ведь мы травим надоедающих людям насекомых.

Мухомор

– А я и не знала, что мы можем принести такой вред растениям и животным, – с ужасом произнесла я.

– Вот и передай эти жалобы другим ребятам с просьбой: «Ребята, берегите природу и себя в ней!»

Вероника КАРПОВА, 8 класс, Православная школа г. Касимова

Жалобы от животных сочинили учащиеся 4-го класса

 

 

Несостоявшаяся встреча

Все истории, рассказанные дедом, я давно уже помню наизусть. Но всякий раз прошу деда рассказать мне про то или про это.

За печкой лежать мне жарко. По моему телу бежит пот, но уходить от деда, не дослушав историю, мне не хочется. Дед, как всегда, с усердием рассказывает свои истории. Я иногда помогаю деду вспомнить уже подзабытые детали. Подниму глаза в потолок и представляю, как это было…

А было это так.

Как только началась война, в поселке стали формировать отряды ополченцев для фронта. Призвали на фронт и моего прадеда Астахова Егора Емельяновича. Сборы и расставания были недолгими. Последняя фраза была такой: «Береги, Груша, себя и детей. Авось свидимся». Но свидеться Агриппине и Егору так и не пришлось.

Несколько новобранцев из Сынтула пешком отправились в Гусь-Железный. Там тогда располагался военкомат. В Гусе формировали отряды и распределяли солдат по частям. Затем уже отрядами солдаты шли снова пешком в Сасово на железную дорогу. Солдат рассаживали по эшелонам, впереди их ждал фронт.

Не одно письмо получила Агриппина Ивановна от мужа Егора Емельяновича и не одну бессонную ночь провела у окна. Лишь изредка на короткое время дети, а их было шестеро, помогали забыть о горе.

Прошло с тех пор немало времени. Было ранение в голову под Сталинградом, госпитализация в городе Уфе и снова фронт. Случилось так, что военная часть моего прадеда снова оказывается на железной дороге в Сасове. Часть перебрасывали на другой фронт и ждали от командующего распоряжений. Командующий сообщил, что ждать отправки поезда придется день-два, а может, и неделю.

Узнав это, Егор решает отправиться в путь, наведать свою Грунечку и детей.

А в это время однополчанин и земляк моего прадеда дядя Егор Харитонов, уже прибывший в Сынтул, сообщает Груше, что ее муж находится в Сасове, ожидая отправки. Тотчас берет Груша подсанки, укладывает на них одежду и еду и отправляется пешком в Сасово, повидать своего ненаглядного.

Тем временем добрался Егор до родного дома, но жены в нем не нашел. Дети рассказали отцу все, как было. Очень переживал тогда мой прадед, но делать нечего. Поел, помылся в бане и отправился в обратный путь.

Груня тоже не нашла своего мужа в части, отдала еду и одежду солдатам и ни с чем ушла домой. Вернувшись домой, она долго расспрашивала детей о муже: что говорил, что ел, что делал?

Видно, не суждено было встретиться Агриппине и Егору. Разными дорогами пошли они навстречу друг другу и обошлись.

Под вечер к ним в дом заявились военные, обвиняя Емельяновича в дезертирстве. Искали его в сарае, на сушиле, даже в подпол лазили, просили сдать Егора. Но так и ушли ни с чем.

Добравшись до Сасова, Егор узнал, что его часть еще утром уехала. Емельяныч попал в другую военную часть. Но судьба снова отворачивается от него. В городе Тверь его часть попадает под жесточайший обстрел и вся погибает.

На том самом месте, где погибли сотни солдат, стоит большой мемориальный памятник в виде огромной руки, держащей сердце. А из-под земли раздается звук биения сердца: тук-тук, тук-тук.

В центре поля стоит часовня, в которой хранится очень большая, тяжелая книга с фамилиями солдат, погибших под обстрелом и похороненных прямо в траншеях. В книге так и записано: траншея №1, №5, №9 и так далее.

В школьном музее хранится истлевшее письмо Егора к Агриппине, написанное карандашом. Все буквы стерлись от времени, и лишь последняя строчка осталась жить: «Береги, Груша, себя и детей».

Егор АСТАХОВ, 6 класс, Сынтульская средняя школа

 

 

Дерево и его листья

В одном лесу росло дерево. Оно было могучее, красивое, всегда тянулось вверх, подставляя свои руки-ветви яркому теплому солнышку. Оно любовалось своими детьми-листочками, резными и красивыми. Дерево очень трепетно относилось к своей листве. Если дул северный ветер, оно свои ветви наклоняло в южную сторону, закрывая их могучим стволом. Листочки, как малые дети, резвились, играя с теплым южным ветерком, болтали с птичками, которые частенько навещали их, рассказывая о разных странах, щекотали белочку, которая нашла приют в стволе этого доброго дерева.

Все было хорошо, пока не наступила осень. Поначалу листочки обрадовались. Осень подарила им необычные, разноцветные костюмы: красные, желтые, коричневые, огненные, цвета апельсина, багряные… Листья закружились в веселом хороводе.

Однажды прилетел в лес теплый южный ветер. Он рассказал, что далеко отсюда есть солнечная страна, там всегда тепло и не бывает снега, никогда нет холода. Все птицы улетают туда, боясь метели, снежной зимы, которая вот-вот должна наступить. Она накроет землю белым снегом. Но перед этим зима оторвет все листочки, и они погибнут, отсияв своей последней красотой. Южный ветер нашептывал листьям о теплых далях, звал их с собой.

Листва волновалась, шумела, переговариваясь, думала, что же делать. Некоторые листочки мечтали улететь вместе с ветром, а другие молчали, думая о дереве: «А как же наше дерево? Кто укроет его корни? Оно же погибнет!»

Пока они решали, что же делать, зима все ближе подбиралась к лесу. Многие листья, отрываясь от ствола, поддерживаемые южным ветерком, улетали от родимого дерева. Но их путь был недалек. Ведь у них не было крыльев, а бескрылая душа далеко не улетает, и они погибали в одиночку. А другие листочки, те, которые молчали, спрыгнули вниз и покрыли корни дерева. Тесно прижались друг к другу, отдавая все свое тепло, как когда-то делало оно. Да, листья погибли, но они сохранили жизнь дереву, согрели его своей душевной теплотой, и оно благодаря этому выжило в лютую зиму. А весной зазеленело новой листвой, которая впитала через корни красоту и доброту прошлогодних листьев.

Так и люди: некоторые, испугавшись невзгод, бегут, а другие, сдвинувшись поплотнее, остаются. Да, иногда погибают, но сохраняют самое дорогое – Родину.

Екатерина ЗАЙЦЕВА, 6 класс, Сынтульская средняя школа

 

 

Перед учебой    Сплав по Оке    Как помирить родителей     У святого источника

Смайлик    Божья Коровка    Творчество     Живой уголок     На крючке?    Наша редакция

КасимовЕжик