Три брата и рецепт счастья

Сказка
Жили-были три брата, Степан, Митрофан и Иван. Старший, Степан, мечтал стать богатым. Чтобы разбогатеть, Степан с детства разные металлы старался превратить в золото. Золота он не добыл, но зато стал знаменитым ученым-химиком, сделал много научных открытий, получил Очень престижную премию и все премиальные деньги потратил на своих сотрудников и на лабораторию – ведь все открытия делались сообща с его помощниками… Но о деньгах этих он жалел и по-прежнему мечтал стать богатым.
Средний брат, Митрофан, с детства мечтал прославиться, например, получить Очень престижную премию. А пока он не находил, чем бы ему прославиться, занялся бизнесом. Началось это с того, что Митрофан обеспокоился: а вдруг, когда ему будут вручать. Очень престижную премию, у него денег на фрак не окажется?! Ведь на церемонии награждения нужно быть одетым во фрак! И он заработал на фрак, потом заработал еще, а потом и вовсе стал богатым человеком. Правда, фрак все-таки пригодился – для старшего брата. Но мечты о славе по-прежнему не давали Митрофану покоя.
А младший, Иван, мечтал всего лишь о счастливой личной жизни и просто женился. Поначалу, как он и мечтал, жили они с супругой душа в душу. Но вскоре супруга потребовала обеспеченной светской жизни, и чтобы ездить им на лимузине на разные премьеры и презентации. Ни к чему подобному Иван не стремился, а хотел он только тихого семейного счастья, и чтобы ходить им вместе в храмы Божии. Поэтому супруга его изводила, постоянно обзывала его простофилей и намекала, что-де не только в сказках все младшие братья – Иванушки-дурачки.
И вот Иванушка пригласил своих братьев на тайный совет. Сели они на поляне вокруг большого пня: Степан во фраке, Митрофан в троечке и при галстуке, а Иван в легком веселом костюмчике. Иванушка перед ними книгу какую-то положил и говорит: «Братья мои любимые! Для нас не секрет, что мы все трое – глубоко несчастные люди. Наши мечты не сбылись: Степан не стал богатым, Митрофан не стал знаменитым, так у вас хоть с личной жизнью всё в порядке. А у меня, как и положено Ивану-дурачку, и того нет. Так что я здесь – самый несчастный. От несчастья своего начал я читать Евангелие, и вы знаете, нашел там рецепт счастья! Находится этот рецепт в Евангелии от Матфея, в главе пятой, и называется «заповедями Блаженств», ибо «блаженство» – это и есть сча­стье! И это не человеческие заповеди. Их дал людям Сам Бог. Но вот что чудно: среди заповедей Блаженств я не нашел такой, какая обещала бы счастье богатым и знаменитым. К еще бóльшему моему удивлению, я не нашел там и рецепта для счастья в личной жизни. А так как я не большого ума, то пригласил вас на совет о том, как раздобыть нам это самое счастье».
И Иван открыл книгу и стал читать рецепт счастья: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». И говорит: «Как я понял, это значит, что счастливыми являются те, кто ради Бога отказался от богат­ства. Мне кажется, Степан, что этот рецепт для тебя. Хотя ты и раздал свою премию ближним, счастья ты не чувствуешь оттого, что в сердце своем об этих деньгах жалеешь. А ты и ещё и сердцем откажись от этих денег ради Бога и своих ближних! Не мечтай больше о деньгах!..»
Задумался Степан, крепко задумался, думал очень долго, а сколько именно, о том история умалчивает, вздохнул глубоко, и лицо его вдруг стало светлым и радостным:
– Ох! – воскликнул Степан. – Прямо камень с души снял, так легко стало. А ведь мучил меня этот камень с юных лет! Ну, давай, давай, читай дальше!
– «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это значит, что счастливыми являются те, кто сожалеет о плохих своих поступках.
– Ну что ж, – сказал Митрофан, – значит, и я утешусь в своем несча­стье. Ну, давай, давай, читай дальше!
– «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Это значит, что счастливы смиренные, покорные, уступчивые… в общем, те, кто не покушается на души других людей, ведет себя обходительно, – и Иван вопросительно посмотрел на Митрофана.
Задумался Митрофан, крепко задумался, думал очень долго, а сколько именно, о том история умалчивает, вздохнул глубоко, и лицо его вдруг стало светлым и радостным:
– И действительно, – заявил Митрофан, – с какой это стати я с самого детства мечтаю у всех быть на виду, всем запасть в душу, чтобы все узнавали и проходу не давали. Зачем это мне, и какая польза от этого другим? Не буду больше навязчивым, хочу просто людей любить и им служить, а славы мне никакой не нужно! Ну, давай, читай дальше!
– «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
– Совершенно верно, мы это только сейчас понимать стали, и оттого стали счастливыми! – воскликнули Степан и Митрофан.
– «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
– А как же не прощать другим, ведь мы сами себя обижали и были глубоко несчастными, а теперь сами себя помиловали и счастливыми стали! – удивились Степан и Митрофан.
– «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
– Воистину так, мы это только сейчас понимать стали, и оттого стали счастливыми! – воскликнули Степан и Митрофан.
– Вот видите, теперь вам все заповеди приносят счастье, а мне – ни одна не подходит. А осталось всего три, – расстроился Иван.
– Давай я их прочитаю, – сказал Митрофан. – «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Скажи, Иван, когда твоя жена с тобой ссорится, ты стараешься сохранить мир?
– Да, но это не делает меня счастливым… – ответил Иван.
– «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное», – продолжал Митрофан. – И когда жена прогоняет тебя за правду, ты не становишься счастливым?
– Нет, – разочарованно ответил Иван. – А между тем осталась последняя заповедь! Наверное, не видать мне счастья!
– «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Так вот в чем причина! Когда тебя обижают, ты ведь обижаешься, а не радуешься, Иван! А обижаешься ты и становишься несчастным потому, что принимаешь несправедливости не ради Бога, а ради себя. Ты ради себя обижаешься, а нужно принимать несправедливость ради Бога и радоваться!
Тут Иван задумался дольше своих братьев раза в три… А затем – тоже просиял. Говорят, что все братья с этого времени стали счастливыми. А жена Ивана, когда увидела, что тот перестал обижаться, и сама перестала его величать дурачиной и простофилей, потому что смысла в том больше не было. Ведь даже если бы и не перестала, он всё равно теперь был бы всегда счастливым…
А вот об её счастье – уже совсем другая история.
Протоиерей Александр Добросельский

Ваш отзыв