Русский ЯЗЫК

Русский-языкДорогие ребята! Мы заканчиваем разговор о букве «Я», последней букве «Азбуки благочестия».
На русском языке написаны тысячи достойных и великих произведений. Мировая литература высоко ценит русских писателей, поэтов. Их имена навечно вошли в историю цивилизации. Вам, ребята, с детства знакомы имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, С.А. Есенина. Мы с вами должны знать, хранить и беречь чистоту русского языка. Ведь язык сохраняет нацию и веру! Язык – показатель всего народа и каждой личности в отдельности, недаром сейчас идет такая битва за русский язык.
В школе все меньше часов выделяется на изучение русского языка. Предпочтение отдается иностранным. Вы, дети, признайтесь, все меньше читаете книг, а больше смотрите телевизор. Современники уже не пишут красивые длинные письма, а лишь пересылают смс, зачастую с сокращениями и ошибками. Все это не просто обедняет, а обкрадывает наш язык, а значит, и наш народ. Это обкрадывание довело нас многих до того, что мы разучились говорить на хорошем русском языке, а разговариваем на каком-то жаргоне.
Жаргон (франц.) – испорченный язык. Выражая восхищение, вместо слов прекрасно, чудесно, божественно многие говорят: «Прикольно, круто, супер, тема». Хоть словарь заводи, чтобы понять услышанное! Например, прикид – внешний вид, не догонять – не понимать, отвалить – отстать, ездить по ушам – обманывать, отстой – что-то дрянное, немодное. Таким образом, из великого народа мы превращаемся в объединение каких-то уличных неформалов. На таком убогом языке говорят воры и тунеядцы. Помните фильм «Джентельмены удачи», где Косого учили говорить нормальные слова вместо «редиска», «хмырь», «пасть порву». Это все неприемлемо для нашего благочестия.
Другое дело – язык народный. Я имею в виду различные говоры, диалекты. Это не обедняет, а, напротив, обогащает наш язык. Моя мама родом с Волги. В детстве я часто проводила летние каникулы в замечательном волжском селе Катунки. Родная мамина тетя Ольга, ее все звали «нянькой», была обладательницей прекрасного волжского говора, основной чертой которого является оканье, т.е. если пишется «о», то и произносится «о», а не «а» (родня, а не радня; половик, а не палавик). Так вот «нянька» не просто «окала», она просто пела, а не говорила. Столько в ее речи было благозвучия, искренности и простоты!
Всех нас, включая и детей, она называла уважительно: «батюшко, матушко».
«Робяткам дам-от молоко. Молоко в печи томлено». Бывало, дразнили ее: «Нянька, ты пироги пекошь?» Она смеется: «Да, матушко, с яблокам. Иди-от, покушай». Еще она говорила не «с вами» или «с нами», а «с вам», «с нам»; не «лжешь», а «лгошь». Башмаки у нее были «бушмаки», а бахрома – «бухмара», нрав – «мрав». Я не слышала, чтобы нянька говорила грубые слова. Словом «лаёт» называлась и брань, и капризные вопли ребенка.
Однажды она рассказывала про ужасного человека-пьяницу, который бил жену, выгонял детей, рубил в пьяном угаре топором мебель. Рассказывала и приговаривала: «Такой-от озорник! Такой-от безобразник!» Помню, я рассмеялась: «Ничего себе безобразник, да он просто бандит!» Но позже поняла: это, действительно, был человек «без образа Божия». Так точно это подметила простая крестьянка. Как охранительно-целомудренно относилась она к языку, не впуская в свою речь ничего бранного, недостойного. Вот это и есть настоящий народный язык.

***

А то у нас чуть ли не народным языком считают мат. Вообще сквернословие, нецензурная брань не характерны для русского человека, для нашего языка. Матерная брань – изобретение дьявольское. Дьяволу ненавистна чистота Божьей Матери, а ведь именно Ее чистоту и невинность хулят сквернословы.
Я всегда страдаю, когда слышу мат. Могу порой понять, если так ругаются в бою, на войне, когда психика испытывает ужасное напряжение, когда захлестывает ненависть. Хотя и это не присуще русскому православному воину. На войне это может быть твоим последним словом. Как же ты, русский воин, предстанешь с ним пред Богом?! А сегодня брань мы часто слышим как разговорную речь везде: в маршрутке, в электричке, в магазине. Причем, говорящие ведут себя вызывающе, как бы испытывая превосходство.
Однажды я стояла в очереди в магазине. За мной – два студента из радиотехнического института. Все время они оживленно и громко разговаривали, обильно пересыпая речь бранью. Мне ничего не оставалось, как слушать. Подошла моя очередь, и я сказала:
– Проходите, молодые люди, я вас пропускаю.
– Что это вдруг? – последовал вопрос.
– А я просто уже физически не могу слушать ваш отборный мат.
– Да русский без мата – что солдат без автомата, – отпарировал один из них.
– О! Вы плохо знаете свою историю. Русский солдат шел в атаку с молитвой и всегда побеждал. Ни Суворов, ни Ушаков не вступали в бой без молебна и псалмов, без молитвы к Богородице, чье имя вы сейчас поганите. Да разве вы русские после этого?!
Надо сказать, что очередь замерла, ведь скверный диалог слышала не только я. Продавщица одобрительно закивала. Они же как бы дар речи потеряли, потом купили свой товар и молча ушли.
Трудно сказать, что может повлиять на безобразника-сквернослова. Любой выговор может быть бесполезен. Но я все же высказываюсь. Когда я рассказала батюшке об этом случае, он сказал: «Спаси тебя Господь за проповедь Христа». Это мне стало величайшим подкреплением. Ведь так мучительно слушать этот адский язык, где каждое слово имеет свою разрушительную энергию, ведь мат – это молитва демонам. Хорошо бы понять всем сквернословам и пошлякам, что уничтожающая сила матерной брани (заметьте: слово «брань» говорит о том, что с нами воюют силы тьмы), в конечном итоге, бьет по ним самим.
Не допускайте в свою речь эту скверну, удерживайте свой язык от гнилого слова. Помните, что сказал Господь:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29)
«Ни воры, ни пьяницы, ни злоречивые…Царства Божия не наследуют» (1-е Коринф.)
А в русских пословицах о воздержании или невоздержании языка так говорится:
– Ты, язычок, смалчивай: за тебя я бедку плачивал.
– Язык мой – враг мой.
– Бойся Вышнего, не говори лишнего.
– Не спеши языком, торопись делом.
– Прикуси язык! Набери в рот воды.
В заключение послушайте притчу.

Нехорошее слово

Написали на заборе нехорошее слово.
Люди мимо идут – смеются. Те, у кого еще совесть есть, оборачиваются.
Стыдно стало забору, поднял он взор к небу и взмолился:
– Сожги лучше меня, чем терпеть такое…
Потемнело небо. Приплыла суровая грозовая туча. Сверкнула страшная молния. И начался сильный дождь. А когда прошла гроза, все увидели, что забор как стоял, так и стоит. Только весь – чистый! Ливень сам смыл нехорошее слово. А молния ударила в дом того человека, который написал его
Хорошо, еще сам он чудом остался жив. Но – не до будущей ли грозы?

Монах Варнава (Санин)

Любите, дети, русский язык! Изучайте его, вдумывайтесь в смысл каждого слова. Советую вам читать книги о русском языке. Вот одна из них: «Тайна русского слова» Василия Ирзабекова.
«Азбука благочестия» пусть пишется в ваших сердцах самыми достойными русскими словами. «На великое дело – великое слово», – говорит наш народ

Ты русский! Так храни родной язык.
Ты с детства к его святости привык.
Неси свои молитвы к алтарю
И к другу обращайся, как к царю.
Не позволяй в обыденности дней
Язык наш сделать мельче и бедней.

Софья НИКУЛИНА

Ваш отзыв