Ломать – не строить

zabroshennaya-voennaya-chastЭта поговорка постоянно приходила мне на ум тёплым июльским утром, когда я отправился на территорию воинской части, которая совсем недавно была гордостью нашего небольшого провинциального городка. Воинская часть, где размещался 397-й гвардейский Псковский Краснознаменный реактивный артиллерийский полк, начала свою работу в 1946 году и была расформирована в июне 2009 года.
Добраться туда можно тропой вдоль железной дороги.

Приблизившись к части, я ощутил щемящее чувство пустоты и сожаления. Легко можно представить, как еще совсем недавно здесь несли службу солдаты на страже нашей родины.
Пройдя через бывший КПП, я оказался на обширной территории, вымощенной бетонными плитами, которые уже начали снимать и вывозить за пределы части «предприимчивые» люди.
Далее, меня заинтересовало большое здание, и после пяти минут ходьбы по заросшим дорожкам я вышел к помещению, около которого росли красивейшие ели. Это оказалась казарма – сооружение для длительного размещения личного армейского состава. Побродив по этажам, я смог представить, что совсем недавно здесь проходили службу призывники, получали новые знания и умения, исполняли приказы, ну и, конечно, наверное, не обходилось и без нарядов вне очереди.
Я прекрасно помню, что, когда мальчишкой я проходил мимо этой казармы (одна из ее сторон выходит на проезжую часть), – молодые, улыбчивые солдаты сидели на этих окнах, махали мне рукой и весело перешучивались друг с другом. Сейчас же перед моими глазами предстало полное запустение. Битые стёкла, горы рваной и измазанной формы, кирзовые сапоги – всё было разбросано. Кровати бойцов, видимо, были вывезены ранее.
В штабе части, где раньше работали офицеры, как и везде, царила разруха.
Бывший свидетель упорства и доблести проходивших службу солдат – плац – площадка для проведения строевой подготовки, смотров личного состава и вооружения, теперь еле угадывался среди мусора и разросшихся кустов.
Недалеко от плаца расположилось небольшое здание, скрывавшееся за деревьями. Проникнув внутрь, я был ошеломлен увиденным. Передо мной в полумраке предстало большое помещение с входом в виде арки, фигурными углами и витражными стёклами зеленого цвета. Прямо напротив находилась стена с изображением неба. Преодолев невысокую, разломанную стену, я бродил по залу. Под ногами был песок вперемешку с битым стеклом. Приглядевшись получше, я обнаружил изображенные прямо на песке овражки и траншеи, обозначенные поймы рек, остатки домиков и храмов, сделанных из дерева, железную дорогу и много стальных прутиков, торчащих из земли, которые, по моему мнению, играли роль леса. Как я узнал позже, здесь, в этом здании, находился малый артиллерийский полигон – макет нашего города для отработки нанесения ракетных ударов…
На пути к полигону или так называемому «стрельбищу» мой взгляд приковало необычной формы здание. Зайдя внутрь, я понял, что это была «военная тюрьма», где отбывали наказание особо провинившиеся.
Затем я направился в сторону стрельбища. Здесь перед моим взором предстало зеленое поле с холмами, которые показались мне очень странными. И действительно, это были не природные возвышенности, а замаскированные под них заросшие растительностью военные гаражи или склады, где ранее хранилась военная техника и припасы. Правда, там уже даже ворот нет… Немного приглядевшись, я различил давно брошенную полосу препятствий – брод через речку, лесенки, стену для лазанья. Несколько вышек для наблюдения дополняли картину.
Ходят легенды о том, что на территории нашей воинской части под землёй есть железная дорога, по которой возили боеприпасы и технику. Поговаривают, что оттуда был похищен целый вагон. К сожалению, никто из моих знакомых не знает, где находится этот тоннель. Но я обязательно туда доберусь и проверю.
Кроме всего вышеперечисленного, я видел здание спортзала, где уже сняли полы, котельную, где осталась только небольшая тумбочка, и сгоревший клуб…
Путешествие по территории заброшенной воинской части произвело на меня неизгладимое впечатление. Конечно, я обошел и осмотрел далеко не все здания и интересные места военного городка. Но и увиденное оставило тягостные и грустные ощущения, заставило задуматься.
А ведь совсем недавно, я это прекрасно помню, наша школа тесно сотрудничала с военными. Они были частыми гостями на классных часах и праздниках. И Дедами Морозами на новогодних утренниках были солдаты-срочники.
Я посетил библиотеку и из книг о родном городе и старых газетных вырезок узнал, что в этом году 1 августа нашей воинской части исполнилось бы 70 лет.

Город Скопин с первых лет его жизни в середине XVI века был защитником рубежей молодого российского государства. Первыми его жителями были стрельцы, пушкари, которые сдерживали и отражали натиск степных кочевников. В годы Отечественной войны 1812 года в Скопинском уезде был сформирован пеший казачий полк, численностью 2400 человек, и местное ополчение – 655 человек, которые прошли через всю Европу и вернулись домой в 1814 году. В 1904 году во время войны с Японией в Скопине был сформирован запасной батальон 140-го Зарайского полка. 9000 скопинских ратников участвовали в Первой мировой войне. В годы Великой Отечественной войны бойцы воинской части, изначально носившей наименование первой гаубичной бригады, принимали участие в боевых операциях: обороне Москвы, в Сталинградской битве, битве за Ленинград, в освобождении Севастополя, Минска, Пскова, Риги, во взятии Пиллау и Кенигсберга… А бойцы 317-го дивизиона, входившего в гаубично-артиллерийскую бригаду, после разгрома фашистской Германии прошли победным маршем на параде в Москве 24 июня 1945 года. В суровую осень 1941 года, когда враг дважды предпринимал наступление на Москву, Рязанская область стала одним из опорных пунктов нашей обороны на дальних подступах к столице. В Скопине немцы получили первый отпор, за что городу в 2015 году было присвоено звание города Воинской доблести. А 1 августа 1946 года бригада была сформирована по штату мирного времени и получила название 235-й гвардейской артиллерийской бригады. 15 апреля 1998 года она была переформирована в 397-й реактивный полк. Ему были сохранены почетные наименования гвардейский и Псковский (участвовал в освобождении Пскова) и передан по преемственности орден Боевого Красного Знамени (за боевые действия под Ленинградом).
В мирное время воины-артиллеристы всегда показывали себя с лучшей стороны: принимали участие в боевых действиях в Афганистане, тушили лесные пожары, очищали Московскую область от взрывоопасных объектов, участвовали в парадах на Красной площади в Москве, имели много наград. Предметом особой гордости полка являлись высокие результаты артиллерийских стрельб в ежегодном показе боевых возможностей системы залпового огня «Ураган».
nikita-gusevМне очень жаль, что в нашем городе больше нет воинской части, что история нашего славного гарнизона закончилась и нет больше той силы, которая была заключена в одном только названии «397-й гвардейский Псковский Краснознаменный реактивный артиллерийский полк».
Победитель конкурса «Слово доброе посеять» Никита ГУСЕВ, 10 класс, г. Скопин.
ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей»
(Печатается в сокращении)

Один отзыв на «Ломать – не строить»

  1. Иван:

    Очень жалко, что так произошло. Этот город запомнится мне на всю жизнь. Я служил там в 2008-2009 год. Спасибо за рассказ, как будто очутился в юности своей.

Ваш отзыв